Городской пассажирский транспорт общего пользования является неотъемлемой инфраструктурной частью современного города, позволяя связать его территорию в единое жизненное пространство, а также является необходимым условием обеспечения повышения качества жизни населения.
Основной задачей планирования пассажирских перевозок является обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств.
Городской пассажирский транспорт города Читы представлен автобусами и троллейбусами. Регулярные перевозки пассажиров по маршрутам в городском сообщении ежедневно выполняют 58 троллейбусов муниципального предприятия города Читы "Троллейбусное управление", 720 автобусов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Результаты работы городского пассажирского транспорта в 2016 году представлены в таблице 16.
Таблица 16. Показатели работы городского пассажирского транспорта в 2016 году
N п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | Кол-во единиц |
1. | Количество маршрутов, в том числе: | ед. | 52 |
1.1. | троллейбус | ед. | 4 |
1.2. | автобус | ед. | 48 |
2. | Протяженность маршрутной сети, в том числе | км | 1013,85 |
2.1. | троллейбус | км | 34,85 |
2.2. | автобус | км | 979,0 |
3. | Объем перевозок пассажиров | млн. чел. | 69,1 |
3.1. | троллейбус | млн. чел. | 17,7 |
3.2. | автобусы | млн. чел. | 51,4 |
Муниципальным предприятием "Троллейбусное управление" в 2016 году перевезено 25,6% всех пассажиров, перевозимых по регулярным маршрутам в городском сообщении.
Наибольший объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования приходится в утренние часы пик. На эти же часы приходится и наибольшая нагрузка на сеть городского пассажирского транспорта в центральной части города. Недельная неравномерность выражается в увеличении исходящих потоков в предвыходные дни недели и увеличении входящих потоков в конце выходных дней и утренние часы рабочих дней недели. Также наблюдается сезонная неравномерность, которая выражается в уменьшении пассажиропотока в летний период года.
Основным фактором, определяющим величину транспортной подвижности, является распределение населения по социально-культурным категориям - рабочие, служащие, учащиеся вузов и техникумов, пенсионеры, школьники и др. При этом, согласно традиционным подходам к организации пассажирских перевозок общественным транспортом все передвижения жителей можно распределить следующим образом:
1) передвижения с трудовыми целями;
2) передвижения с учебными целями;
3) передвижения к зрелищным и культурно-просветительным учреждениям (театрам, концертным залам, кино, клубам, музеям и т.д.);
4) бытовые передвижения населения (к магазинам, рынкам, столовым, кафе, ателье, детским садам, яслям, поликлиникам, больницам, различным мастерским);
5) передвижения с целями активного отдыха (в том числе поездки на дачу).
На 1 января 2016 г. в г. Чите зарегистрировано 343511 человек.