Меры по организации дорожного движения, направленные на повышение пропускной способности и безопасности улично-дорожной сети, являются важной составляющей улучшения транспортной ситуации. Эти меры в основном состоят из внедрения в практику средств интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС), в том числе повышения эффективности системы регулирования дорожного движения с помощью автоматизированной системы управления дорожным движением (далее - АСУДД), дорожных знаков и дорожной разметки, а также реализации проектных решений, направленных на улучшение условий движения.
В сфере организации дорожного движения выделяется ряд организационных и технических проблем: неэффективная система управления светофорной сигнализацией, характеризующаяся отсутствием АСУДД, использованием устаревших технологий управления светофорной сигнализацией, использованием диспетчерских (ручных) режимов управления; применение неэффективных решений по организации дорожного движения при строительстве и реконструкции улично-дорожной сети из-за ориентации на минимизацию стоимости строительства; недостаточное внимание решению задачи по устранению на улично-дорожной сети (далее - УДС) "узких мест" (участков УДС, снижающих пропускную способность УДС); отсутствие системы мониторинга дорожного движения и интегрированной информационной системы регулирования дорожного движения, которое не позволяет получать объективные данные о дорожной ситуации и как следствие своевременно принимать эффективные решения по совершенствованию организации дорожного движения.
Основными направлениями совершенствования организации дорожного движения являются:
1) разработка и реализация мероприятий программы, направленных на развитие информационной транспортной системы, в том числе автоматизированной системы управления дорожным движением;
2) создание системы мониторинга организации дорожного движения в городе;
3) повышение эффективности решений по организации дорожного движения при строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
4) ликвидация "узких мест" на улично-дорожной сети города, предусматривающая как локальные расширения или изменение геометрии проезжей части, так и коррекцию режимов работы светофорных объектов, изменение схемы организации движения и т.п.;
5) развитие системы выделенных полос для городского пассажирского транспорта с приоритетным проездом на регулируемых пересечениях;
6) упорядочение движения грузового автотранспорта за счет формирования опорной сети УДС для движения грузового автотранспорта.