Излишняя перегруженность транспортными средствами городских улиц, особенно в центральной части города, работа большого количества пассажирского транспорта, морально устаревшего и предельно изношенного, недостаточное развитие городского электрического транспорта оказывают негативное влияние на экологическую обстановку в городе.
Оценка уровня негативного воздействия на окружающую среду осуществлена исходя из видов негативного воздействия, оказываемых транспортной инфраструктурой.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при эксплуатации и обслуживании автотранспорта.
Географическое расположение города способствует накоплению в атмосферном воздухе дымовых газов от различных источников выбросов загрязняющих веществ, таких как: ТЭЦ, котельные, бытовые печи индивидуальных домовладений, а также автотранспорт, на который приходится существенная часть выбросов, как от работы двигателей (дымовые газы), так и от движения автомобилей по дорогам (пыль, взвешенные вещества). Также загрязнение атмосферного воздуха происходит в момент заправки автомобилей топливом, а также при проведении ремонтных работ, таких как шиномонтаж, покраска.
Основными загрязняющими веществами содержащимися в выхлопных газах автомобилей являются: углерода оксид, азота оксид, азота диоксид, серы диоксид, пыль (взвешенные вещества), бенз(а)пирен. Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта вызывают у человека болезни верхних и нижних дыхательных путей.
В соответствии с государственным докладом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае" "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Забайкальском крае в 2016 году" анализ динамики впервые выявленной заболеваемости по классам болезней, ассоциированных с факторами среды обитания и являющихся наиболее распространенными (приоритетными) в структуре впервые выявленной заболеваемости показал, что заболеваемость болезнями органов дыхания среди всего населения характеризуется умеренной тенденцией к росту. Среднегодовой темп прироста составил 2,4% в год.
В соответствии с вышеуказанным государственным докладом в 2016 году по г. Чите наибольшие среднесуточные концентрации загрязняющих веществ, как пыль (взвешенные вещества), сажа, регистрировались на уровне 2,1 - 5,0 ПДК; оксида углерода, диоксида азота - 1,1 - 2,0 ПДК, бенз(а)пирена - более 5,1 ПДК.
Скопление в атмосферном воздухе вышеуказанных загрязняющих веществ также негативно влияет на водные ресурсы, почву.
Доля проб воды из источников питьевого централизованного водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям по городу Чита, за 2014 - 2016 гг. (приведена в Таблице 21).
Таблица 21. Доля проб воды из источников питьевого централизованного водоснабжения
город | 2014 | 2015 | 2016 | ранг | Темп прироста/снижения в % к 2015 г. |
Чита | 58,3 | 50,4 | 50,7 | 5 | 0,5 |
Образование отходов при проведении ремонтных работ и техническом обслуживании автотранспорта.
При проведении ремонтных работ и техническом обслуживании автомобилей образуются следующие виды отходов: отработанные масла, автошины, металлолом, стекло, аккумуляторы, пластмассовые изделия, ветошь. В связи с отсутствием технологических линий по переработке вышеуказанных видов отходов, ежегодно происходит их накопление, что в свою очередь негативно влияет на почву в местах их захоронения. Почва, являясь основным накопителем химических веществ, может оказывать неблагоприятное влияние на условия жизни населения и его здоровье.
Образование шума при эксплуатации автотранспорта.