Действующий

Об утверждении Лесного плана Омской области и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области (с изменениями на 30 ноября 2023 года)


3.11. Информация об экологическом потенциале, потенциале средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.


Оценка экологического потенциала, потенциала средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов приведена в приложении N 20 к настоящему Лесному плану.


Оценка углеродного баланса выполнена по данным учета лесного фонда с использованием методических указаний по количественному определению объема поглощения парниковых газов, утвержденных распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2017 года N 20-р, согласно которым основными составляющими углеродного регулирования лесов являются нетто-поглощение, потери и бюджет углерода.


Запасы углерода и темпы его депонирования в лесных экосистемах зависят от продуктивности лесов, их состояния, породного состава, возрастной структуры. По объему углерода преобладают спелые и перестойные лесные насаждения, особенно березовые, которые в большей степени намечены в рубку.


Основные лесообразующие породы, включенные в расчет по методическим указаниям, - сосна, ель, пихта, лиственница и сосна кедровая, сибирская береза, осина и др.


Общая площадь земель лесного фонда с 2008 по 2018 год, согласно данным государственного лесного реестра, увеличилась на 347 тыс. га за счет включения в состав государственного лесного фонда лесов, ранее находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций. Площадь покрытых лесной растительностью земель увеличилась на 319,1 тыс. га. Увеличение доли площади покрытых лесной растительностью земель связано, в первую очередь, с низким уровнем использования расчетной лесосеки (10 процентов). Площади новых вырубок компенсируются лесовосстановлением на вырубках более раннего периода, после чего они переходят в состав покрытых лесом земель.


Покрытые лесной растительностью земли за период действия предыдущего Лесного плана ежегодно абсорбировали от 283,1 до 3089 тыс. тонн C год-1. В среднем 80 процентов абсорбции углерода приходится на биомассу, 11 процентов - на мертвую древесину, 1,3 процента - на подстилку и 7,7 процента - на почву.


Потери углерода в результате рубок и гибели лесных насаждений от пожаров и других факторов в 2008 - 2018 годах изменялись от 802 до 870 тыс. тонн C год-1. В среднем 73 процента потерь углерода приходилось на биомассу, 8 процентов - на мертвую древесину, 3 процента - на подстилку, 16 процентов - на почву.


Итоговый углеродный баланс лесов за весь период действия предыдущего Лесного плана - поглощение углерода превышало его потери. Чистое поглощение CO2 лесами в 2017 году составило 2459,6 тыс. тонн C год-1.


Наибольшее поглощение обеспечивает пул биомассы. Наименьшие изменения характерны для запаса углерода лесной подстилки.


Разрабатываемым Лесным планом поставлена задача сохранения лесистости на том же высоком уровне. С помощью мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов будут компенсированы потери углерода от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, сплошных рубок и т.д.


Защитная роль лесов для берегов водных объектов может быть выражена в площади лесов, для которых она является основной целевой функцией. С учетом наличия большого количества водных объектов и важности обеспечения их защиты в качестве оценочного показателя принята суммарная площадь всех лесов, связанных с защитой водных объектов. Для Омской области это леса, расположенные в водоохранных зонах; нерестоохранные полосы лесов, запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов. Также необходимо учесть и площадь государственных защитных лесных полос (далее - ГЗЛП), которые создавались для улучшения гидрологических и климатических условий местности, защиты посевов сельскохозяйственных культур от засух, суховеев и пыльных бурь, предотвращения заносов крупных дорог песком и снегом, охраны рек и водоемов от заиления и загрязнения и т.п.


(в ред. Указа Губернатора Омской области от 28.11.2019 N 181)


На 2028 год прогнозируется увеличение площади лесов, выполняющих функции защиты берегов водных объектов, за счет выделения категории защитных лесов "леса, расположенные в водоохранных зонах" при проведении лесоустроительных работ на территории лесничеств.


Защитная роль лесов для почв и полей в теории должна быть выражена в площади противоэрозионных лесов (защита почв) и полезащитных лесных полос. Однако на практике полезащитные полосы, входящие в состав государственного лесного реестра (далее - ГЛР), не выделены в отдельную категорию, поэтому привести точные данные по ним не представляется возможным. Таким образом, указанная защитная роль лесов принята как площадь ГЗЛП.