Основная часть промышленных предприятий города Омска представлена организациями, занятыми производством продукции оборонно-промышленного комплекса страны, что ограничивает их во взаимодействии с внешними подрядчиками, в том числе с субъектами малого и среднего бизнеса.
Государственные программы вооружений, рассчитанные до 2020 года, дали импульс к масштабной модернизации оборонно-промышленного комплекса. Однако объемы государственных закупок в рамках государственного оборонного заказа уже в ближайшей перспективе будут существенно уменьшены.
Администрация города Омска заинтересована в повышении степени интеграции оборонно-промышленных предприятий в экономику города Омска, а также в налаживании такими предприятиями выпуска конкурентной высокотехнологичной продукции гражданского назначения, в том числе в кооперации с субъектами малого и среднего предпринимательства.
В этом направлении начата работа по содействию промышленным предприятиям в формировании и реализации совместных проектов с организациями высшего образования, субъектами малого и среднего предпринимательства, направленных на расширение выпуска гражданской продукции при диверсификации оборонно-промышленного комплекса, а также по реновации промышленных зон, в том числе в целях организации деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на высвобождающихся территориях.
Обследован 41 имущественный комплекс. Проведена паспортизация крупных производственных объектов, расположенных на площадках предприятий: АО "Научно-технический комплекс "Криогенная техника", АО "Высокие технологии", ООО "Омский завод технического углерода", ПАО "Омскшина", АО "Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н.Г. Козицкого" и др. Высвобождаемые территории - это будущие площадки для создания технопарков, инновационных центров, центров прототипирования, где субъекты малого и среднего предпринимательства будут реализовывать инновационные проекты совместно с промышленными предприятиями города Омска.
Ключевые проблемы в сфере кооперации промышленных предприятий с субъектами малого и среднего бизнеса:
- ограниченная возможность сотрудничества с крупными корпоративными заказчиками;
- отсутствие полной и достоверной информации о промышленных площадках для организации новых производств;
- высокая доля малых предприятий, работающих преимущественно в сфере торговли и не занятых в сфере реального производства.