Структура органов исполнительной власти республики и их полномочия формировались исторически и соответствуют традиционной управленческой практике, сложившейся на федеральном уровне и в других субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем современные экономические, социальные, организационные и иные реалии предъявляют принципиально новые требования к системе управления. Нарастает частота смены технологий и бизнес-моделей в корпоративном и государственном секторах. Высокая скорость происходящих изменений обусловливает необходимость кратного наращивания оперативности принятия решений. Практически завершилась смена поколений управленцев и соответственно изменилась их ментальность, компетенции, подходы к решению задач. Виртуализация и цифровизация открывают совершенно новые возможности, предъявляя при этом жесткие требования к компетенции персонала, гибкости организационной среды, скорости принятия решений.
Однако сложившаяся конструкция органов исполнительной власти не в полной мере отвечает этим вызовам. Она обладает высокой инерционностью, малой гибкостью, недостаточно восприимчива к современным подходам в сфере государственного управления, активно реализуемым на федеральном уровне.
Аналогичные особенности характерны и для муниципалитетов. Вовлеченность администраций, особенно на поселковом уровне, в процессы стратегирования, планирования, совместного достижения целей, взаимодействия с населением и бизнес-сообществом, реализуемые органами исполнительной власти, пока недостаточна.
Следует отметить, что организационный и кадровый потенциал системы государственного и муниципального управления республики в целом обеспечил устойчивую реализацию административной реформы в части снижения избыточного государственного регулирования, развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг, повышения эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти.
Так, в целях устранения административных барьеров с 2011 года в республике внедрена оценка регулирующего воздействия, по итогам 2016 года республика на 10 месте среди субъектов Российской Федерации по качеству оценки регулирующего воздействия. Сформирован институт оценки фактического воздействия.
Для снижения избыточного государственного регулирования, сокращения административного воздействия на предпринимателей разворачивается система мероприятий по оптимизации регионального контроля и надзора. Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных объектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.
В этой связи необходимо внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям (рисунок 2.4.1.1).
Рисунок 2.4.1.1
КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕРОК,
проведенных органами исполнительной власти и местного
самоуправления Республики Башкортостан в отношении
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей*
________________
* Рисунок 2.4.1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий позволит снизить количество проводимых мероприятий в отношении бизнеса и акцентироваться на надзорных мероприятиях в отношении субъектов, потенциальных нарушителей законодательства и представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде.
Улучшается качество и повышается доступность государственных и муниципальных услуг, в том числе за счет развития электронных форматов их предоставления. Более 98,0% жителей республики могут обратиться в многофункциональные центры "Мои документы" - единое место получения наиболее востребованных услуг. Посредством Портала государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Башкортостан граждане получают востребованные услуги преимущественно информационного характера. Электронный способ получения услуг уже выбрали более 60,0% граждан республики.
Повысилось качество предоставления услуг и уровень удовлетворенности граждан достиг 92,0%, снизилось время ожидания в очереди и составило в среднем до 13,8 минуты при нормативе не более 15 минут.