Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 25 декабря 2018 года N 645-Д


Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области



В соответствии с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2016 N 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров" и в целях реализации Плана ("дорожной карты") реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ), утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 22 февраля 2018 года, приказываю:


1. Утвердить Концепцию развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области (прилагается).


2. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области (прилагается).


3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра общего и профессионального образования Свердловской области Н.В. Журавлеву.



И.о. Министра
Н.В.ЖУРАВЛЕВА



Утверждена
Приказом
Министерства общего и
профессионального образования
Свердловской области
от 25 декабря 2018 г. N 645-Д



КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области представляет собой совокупность целей, задач, принципов и основных направлений деятельности в сфере модернизации инфраструктуры и технологий поддержки детского и юношеского чтения, наращивания ресурсов, обеспечивающих оптимальные условия реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на территории Свердловской области, посредством развития сети школьных информационно-библиотечных центров.


Основные положения настоящей концепции соотносятся с основными государственными документами федерального и регионального уровня в области стратегического планирования и инновационного развития страны и региона: культуры, образования, воспитания и информационной безопасности.


Концепция определяет актуальную проблематику развития информационно-библиотечных центров, обозначает цели, задачи развития, направления и механизмы решения поставленных задач с учетом специфики Свердловской области и на основе стартовых возможностей, имеющихся в областной образовательной системе.


Настоящая концепция разработана с учетом среднесрочной перспективы.



Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Современный школьный информационно-библиотечный центр (далее - ШИБЦ) представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным, цифровым.


ШИБЦ - это пространство для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного творчества, центр грамотности. ШИБЦ становится пространством развития не только обучающихся, но и педагогических работников, местом обмена актуальными педагогическими технологиями.


Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны ШИБЦ инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.


Сообществом педагогов на базе ШИБЦ создается авторский информационно-образовательный контент: электронные информационные и образовательные ресурсы, дистанционные курсы, интерактивные образовательные модули и другое.


Вместе с тем, ШИБЦ образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.


Таким образом, ШИБЦ образовательной организации становится ключевым элементом инфраструктуры системы непрерывного образования, поскольку, в отличие от предметных занятий, изначально рассчитан на то, чтобы дать каждому знания, соответствующие его индивидуальным запросам.


В Свердловской области, как и в Российской Федерации, школьные библиотеки и ШИБЦ образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности, в расширении социокультурных практик и в общественной жизни.



Глава 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК


По данным Федеральной службы государственной статистики в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области (далее - общеобразовательные организации), функционируют 1068 школьных библиотек, общий фонд которых составляет более 18 млн. экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.


Ключевыми препятствиями к развитию школьных библиотек в настоящее время являются: несогласованность действий участников отношений в сфере образования, несовершенство нормативной правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения, слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно-частного партнерства.


Система методического сопровождения педагогов-библиотекарей требует модернизации.


Сетевое взаимодействие школьных библиотек не носит системный характер. Создаются различные механизмы научно-методической поддержки школьных библиотек.


Требует урегулирования ряд кадровых вопросов. В номенклатуру должностей педагогических работников введена должность "педагог-библиотекарь".


В соответствии с требованиями ФГОС расширился перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что приводит к необходимости привлечения работников с различными компетенциями.


Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации.


В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.


Несмотря на то, что к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) подключены все общеобразовательные организации, отмечается ограниченность доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (только 23% общеобразовательных организаций имеют электронную (цифровую) библиотеку). Широко востребована организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам.


Нуждаются в обновлении фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ.


В части программного обеспечения отмечается нехватка централизованной поддержки процесса каталогизации и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения, информационно-коммуникационные технологии и обмена опытом участников профессионального сообщества, сервисы проведения вебинаров, средства поддержки и мониторинга хода реализации образовательной деятельности.


Школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя.



Глава 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ


Цель настоящей концепции - создание условий для развития сети информационно-библиотечных центров на базе школьных библиотек, обеспечивающих современное качество общего образования в Свердловской области.


Задачами развития школьных библиотек в Свердловской области являются:


1) совершенствование нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного программного обеспечения школьных библиотек и ШИБЦ;


2) разработка модели ШИБЦ, обеспечивающего необходимые условия для реализации ФГОС;


3) разработка подходов к созданию и развитию сети ШИБЦ, обеспечивающей оптимизацию затрат за счет сетевого взаимодействия и внедрения инновационных механизмов работы;


4) организация методического сопровождения деятельности школьных библиотек и ШИБЦ;


5) расширение функций школьных библиотек и ШИБЦ для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;


6) создание условий для дополнительного профессионального образования библиотекарей, педагогов-библиотекарей;


7) развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразовательных организаций, координации деятельности школьных библиотек и библиотек других ведомств.



Глава 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


На региональном уровне необходимо определить организацию, на которую будут возложены функции регионального информационно-библиотечного центра (далее - РИБЦ) (координация деятельности муниципальных информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, организация взаимодействия с органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также государственными организациями и общественными объединениями).


Для эффективного развития школьных библиотек необходимо их объединение в региональную сеть с поддержкой со стороны РИБЦ.


В целях развития кадрового обеспечения на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих программы дополнительного профессионального образования, необходимо создать инфраструктуру для дополнительного профессионального образования педагогических работников, участвующих в библиотечной деятельности.


В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной библиотеке необходимо:


1) создавать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые), которые способствуют реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также всестороннему развитию обучающихся в целом;


2) предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;


3) создать условия для организации широкого спектра средств организации творческой и игровой деятельности;


4) обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к электронным информационным и образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.


В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:


1) пополнять фонды как печатными, так и электронными изданиями;