Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень услуг и условия их предоставления, учитывая как потребности и интересы пользователей, так и возможности библиотеки. В любом случае библиотека обязана предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, стремиться к существенному повышению качества библиотечного сервиса.
К основным бесплатным (бюджетным) услугам муниципальной библиотеки относятся:
- оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе конкретных документов и других источников информации;
- предоставление информации о составе библиотечного фонда и о наличии в библиотечном фонде конкретных документов через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;
- выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование в соответствии с правилами пользования библиотекой;
- удовлетворение запроса с помощью ресурсов других библиотек с использованием межбиблиотечного абонемента, внутрисистемного обмена или электронной доставки документов <1>.
________________
<1> См. также "Перечень базовых (обязательных) услуг сельских библиотек" // раздел 5 Приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 20.02.2008 N 32 "Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)".
Библиотеки могут оказывать дополнительные библиотечные и сервисные услуги на основе взимания платы. Перечень (номенклатура) дополнительных услуг, предоставляемых библиотекой на платной основе, составляется с учетом бесплатности основной финансируемой из бюджета деятельности, потребительского спроса и возможностей библиотеки, определяется Уставом и Правилами пользования библиотекой. При оказании платных услуг библиотекой должны быть соблюдены все требования действующего законодательства Российской Федерации.
Эффективным инструментом управления качеством деятельности библиотеки, включая обслуживание пользователей и предоставление услуг, является "Стандарт качества муниципальных услуг по организации библиотечного обслуживания муниципальными библиотеками Краснодарского края".
Оценка качества и результативности библиотечных услуг осуществляется Учредителем и библиотекой на всех этапах их предоставления и на основе изучения (анализа): потребностей пользователей, планирования, разработки, рекламирования, использования услуг, удовлетворенности спроса населения. Общая оценка включает такие характеристики библиотечных услуг, как:
- соответствие спросу и оперативность выполнения;
- информативность и содержательность;
- соответствие современным методологическим принципам и технологиям предоставления услуг;