Действующий

Об утверждении модельного стандарта муниципальной библиотеки Краснодарского края



2. Обслуживание пользователей


Библиотечное обслуживание населения на территории Краснодарского края признается социально значимым видом деятельности. Муниципальная библиотека обеспечивает конституционное право на свободный доступ к информации и культурным ценностям. Она общедоступна для всех граждан независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.


В основу обслуживания пользователей библиотеки положены следующие принципы:


- доступность различных видов и типов документов (книги, периодика, электронные документы, изоиздания, аудиовизуальные материалы и др.), средств информации и телекоммуникации;


- соответствие (адекватность) услуг потребностям реальных и потенциальных пользователей библиотеки;


- повышение качества услуг;


- комфортность среды для пользователей и сотрудников.


Библиотека призвана осуществлять следующие основные формы обслуживания:


- стационарная форма обслуживания (все виды услуг библиотеки, оказываемых пользователю в стенах библиотеки);


- нестационарная форма обслуживания (передвижные библиотеки - библиобусы, а также пункты выдачи книг и библиотечные уголки, в которые регулярно доставляются книги и другие носители информации по запросам населения с помощью местных средств транспорта);


- дистанционное обслуживание (обслуживание пользователя в удаленном доступе на основе информационно-коммуникационных технологий).


В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме (инвалидов, лиц преклонного возраста и др.). В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.


Перспективной формой организации библиотечного обслуживания является такая, при которой, получая документ в одной библиотеке, пользователь имеет возможность вернуть его в любую другую библиотеку, либо заказать доставку документа из другой библиотеки в ту, которой он пользуется, на основе единого читательского билета.


В обслуживании населения библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии. Современной формой обслуживания пользователей и оперативным каналом доступа к информации и библиотечным ресурсам становится сайт библиотеки. Сайт (одна или более взаимосвязанных web-страниц под общим владением, управлением или темой) снабжается удобными для пользователей навигационными системами, содержит основную контактную информацию о библиотеке: часы работы, адрес, номера телефонов, адреса электронной почты, условия доступа к информационным ресурсам, в том числе электронным. Непременным элементом сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, коллекциях. Сайт библиотеки должен использоваться всесторонне, в том числе для оформления электронного заказа на литературу, продления сроков пользования ею, получения библиографических справок, как средство доступа к разнообразным информационным ресурсам (электронным каталогам библиотек, обучающим программам, тестам на определение уровня информационной грамотности и др.). В дополнение к этому на сайте могут размещаться коллекции полезных интернет-ссылок, списки интернет-адресов, информационные навигаторы, обеспечивающие новые библиотечно-информационные формы работы, в том числе виртуальную справочную службу, электронные презентации информационных ресурсов и услуг библиотек и др.


В процессе обслуживания различных категорий пользователей библиотека выявляет и учитывает их предложения и замечания в свой адрес, проводит анализ неудовлетворенного спроса.