Библиотечное обслуживание населения на территории Краснодарского края признается социально значимым видом деятельности. Муниципальная библиотека обеспечивает конституционное право на свободный доступ к информации и культурным ценностям. Она общедоступна для всех граждан независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
В основу обслуживания пользователей библиотеки положены следующие принципы:
- доступность различных видов и типов документов (книги, периодика, электронные документы, изоиздания, аудиовизуальные материалы и др.), средств информации и телекоммуникации;
- соответствие (адекватность) услуг потребностям реальных и потенциальных пользователей библиотеки;
- повышение качества услуг;
- комфортность среды для пользователей и сотрудников.
Библиотека призвана осуществлять следующие основные формы обслуживания:
- стационарная форма обслуживания (все виды услуг библиотеки, оказываемых пользователю в стенах библиотеки);
- нестационарная форма обслуживания (передвижные библиотеки - библиобусы, а также пункты выдачи книг и библиотечные уголки, в которые регулярно доставляются книги и другие носители информации по запросам населения с помощью местных средств транспорта);
- дистанционное обслуживание (обслуживание пользователя в удаленном доступе на основе информационно-коммуникационных технологий).
В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме (инвалидов, лиц преклонного возраста и др.). В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.
Перспективной формой организации библиотечного обслуживания является такая, при которой, получая документ в одной библиотеке, пользователь имеет возможность вернуть его в любую другую библиотеку, либо заказать доставку документа из другой библиотеки в ту, которой он пользуется, на основе единого читательского билета.
В обслуживании населения библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии. Современной формой обслуживания пользователей и оперативным каналом доступа к информации и библиотечным ресурсам становится сайт библиотеки. Сайт (одна или более взаимосвязанных web-страниц под общим владением, управлением или темой) снабжается удобными для пользователей навигационными системами, содержит основную контактную информацию о библиотеке: часы работы, адрес, номера телефонов, адреса электронной почты, условия доступа к информационным ресурсам, в том числе электронным. Непременным элементом сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, коллекциях. Сайт библиотеки должен использоваться всесторонне, в том числе для оформления электронного заказа на литературу, продления сроков пользования ею, получения библиографических справок, как средство доступа к разнообразным информационным ресурсам (электронным каталогам библиотек, обучающим программам, тестам на определение уровня информационной грамотности и др.). В дополнение к этому на сайте могут размещаться коллекции полезных интернет-ссылок, списки интернет-адресов, информационные навигаторы, обеспечивающие новые библиотечно-информационные формы работы, в том числе виртуальную справочную службу, электронные презентации информационных ресурсов и услуг библиотек и др.
В процессе обслуживания различных категорий пользователей библиотека выявляет и учитывает их предложения и замечания в свой адрес, проводит анализ неудовлетворенного спроса.