Во исполнение постановления коллегии департамента культуры Краснодарского края от 29 октября 2009 года N 5/2, в целях совершенствования организации библиотечной работы в муниципальных образованиях Краснодарского края приказываю:
1. Утвердить:
1) "Модельный стандарт муниципальной библиотеки Краснодарского края" (приложение N 1);
2) порядок перевода муниципальных библиотек в статус модельных (приложение N 2);
3) перечень данных для перевода муниципальной библиотеки Краснодарского края в статус "Модельная библиотека" (приложение N 3);
4) состав экспертного совета (приложение N 4).
2. Рекомендовать руководителям органов культуры муниципальных образований Краснодарского края разработать перспективные планы по переходу муниципальных библиотек в статус модельных.
3. Управлению культурно-досуговой деятельности и кинематографии департамента культуры (Семихатский) совместно с государственными краевыми библиотеками (Гончарова, Филиппова, Хачатурова, Смольникова) продолжить мониторинговые исследования готовности муниципальных библиотек к переводу в статус модельных.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя департамента культуры Краснодарского края В.С. Ярешко.
Первый заместитель
руководителя департамента
Л.Ю.БУЛГАКОВА
Утвержден
приказом
департамента культуры
Краснодарского края
от 20 мая 2010 г. N 357
МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕДОСТУПНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Краснодарского края являются составной частью библиотечной сети Кубани и представляют собой важную часть краевого совокупного культурного и информационного ресурса.
Деятельность муниципальных общедоступных (публичных) библиотек Краснодарского края (далее - библиотека) регулируется Конституцией Российской Федерации, базируется на федеральном и краевом законодательстве и отражает динамику формирования информационного общества, опирается на традиционную культуру и на современные технологии создания и передачи информации.
Приоритетным направлением модернизации библиотек и их деятельности в Краснодарском крае является создание модельных муниципальных библиотек - библиотек нового поколения, имеющих оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления эффективного и качественного библиотечно-информационного обслуживания населения Краснодарского края.
Модельный стандарт общедоступной (публичной) муниципальной библиотеки Краснодарского края (далее - Модельный стандарт) основывается на Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки (РБА, 2001, 2008), но разработан с учетом ряда факторов, оказывающих весомое влияние на региональную библиотечную ситуацию.
Модельный стандарт охватывает практически все основные аспекты работы муниципальных библиотек: размещение библиотек и организацию библиотечной сети, ресурсное обеспечение (фонды и оборудование, помещения, персонал, финансирование) и поэтому может быть использован органами местного самоуправления Краснодарского края в качестве методических рекомендаций при организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения, разработке муниципальных нормативов ресурсного обеспечения услуг библиотек, отражающих информационные и культурные потребности местного сообщества.
Наличие минимального социального стандарта не исключает экономически оправданного превышения минимума ресурсного обеспечения библиотек, в т.ч. технического оснащения, при наличии дополнительных финансовых возможностей.
Нормы Модельного стандарта позволяют не только упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить дееспособные библиотеки и поддерживать их функционирование, но и решать задачу открытия новых библиотек там, где они необходимы.
Библиотечное обслуживание населения на территории Краснодарского края признается социально значимым видом деятельности. Муниципальная библиотека обеспечивает конституционное право на свободный доступ к информации и культурным ценностям. Она общедоступна для всех граждан независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
В основу обслуживания пользователей библиотеки положены следующие принципы:
- доступность различных видов и типов документов (книги, периодика, электронные документы, изоиздания, аудиовизуальные материалы и др.), средств информации и телекоммуникации;
- соответствие (адекватность) услуг потребностям реальных и потенциальных пользователей библиотеки;
- повышение качества услуг;
- комфортность среды для пользователей и сотрудников.
Библиотека призвана осуществлять следующие основные формы обслуживания:
- стационарная форма обслуживания (все виды услуг библиотеки, оказываемых пользователю в стенах библиотеки);
- нестационарная форма обслуживания (передвижные библиотеки - библиобусы, а также пункты выдачи книг и библиотечные уголки, в которые регулярно доставляются книги и другие носители информации по запросам населения с помощью местных средств транспорта);
- дистанционное обслуживание (обслуживание пользователя в удаленном доступе на основе информационно-коммуникационных технологий).
В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме (инвалидов, лиц преклонного возраста и др.). В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.
Перспективной формой организации библиотечного обслуживания является такая, при которой, получая документ в одной библиотеке, пользователь имеет возможность вернуть его в любую другую библиотеку, либо заказать доставку документа из другой библиотеки в ту, которой он пользуется, на основе единого читательского билета.
В обслуживании населения библиотека использует традиционные и новейшие информационные технологии. Современной формой обслуживания пользователей и оперативным каналом доступа к информации и библиотечным ресурсам становится сайт библиотеки. Сайт (одна или более взаимосвязанных web-страниц под общим владением, управлением или темой) снабжается удобными для пользователей навигационными системами, содержит основную контактную информацию о библиотеке: часы работы, адрес, номера телефонов, адреса электронной почты, условия доступа к информационным ресурсам, в том числе электронным. Непременным элементом сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, коллекциях. Сайт библиотеки должен использоваться всесторонне, в том числе для оформления электронного заказа на литературу, продления сроков пользования ею, получения библиографических справок, как средство доступа к разнообразным информационным ресурсам (электронным каталогам библиотек, обучающим программам, тестам на определение уровня информационной грамотности и др.). В дополнение к этому на сайте могут размещаться коллекции полезных интернет-ссылок, списки интернет-адресов, информационные навигаторы, обеспечивающие новые библиотечно-информационные формы работы, в том числе виртуальную справочную службу, электронные презентации информационных ресурсов и услуг библиотек и др.
В процессе обслуживания различных категорий пользователей библиотека выявляет и учитывает их предложения и замечания в свой адрес, проводит анализ неудовлетворенного спроса.
Физическая доступность библиотек - одно из важнейших условий реализации конституционного права граждан на доступ к информации, успешного решения задач оказания библиотечных услуг.
На территории Краснодарского края могут создаваться и действовать библиотеки, различающиеся по своему целевому назначению, контингенту пользователей, возрастным группам, тематическому и видовому составу, а также по другим основаниям. При формировании и исполнении местных бюджетов и межбюджетных отношений сеть муниципальных публичных библиотек формируется на основе социальных нормативов и норм, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1767-р от 23.11.2009 <1>.
________________
<1> См. Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 48. - Ст. 5864.
Главным в определении нормативов обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района является создание условий для сохранения кооперированных объединений библиотек, предоставляющих жителям всей территории набор услуг на базе единых информационных ресурсов.
Для минимальной обеспеченности библиотечным обслуживанием населения муниципального района предусмотрено создание библиотек 3 типов:
межпоселенческая библиотека;
детская библиотека;
юношеская библиотека.
Органы местного самоуправления муниципального района могут присваивать ведущей межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки.
Центральная районная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечение сводного каталога, а также оказывать методическую помощь.
Центральная районная библиотека по своим функциям становится правопреемницей централизованной библиотечной системы и может возглавлять библиотеки городских и сельских поселений.
Методическая помощь, оказываемая центральной районной библиотекой, должна распространяться не только на библиотеки городских поселений, получившие статус филиалов, но и на библиотеки сельских поселений, ставшие самостоятельными или вошедшие в состав культурно-досуговых комплексов (центров).
Детские и юношеские библиотеки должны создаваться как самостоятельные учреждения.
Количество общедоступных муниципальных библиотек в городских поселениях (городских округах) зависит от общей численности населения, в том числе от численности детей и юношества.
Общим требованием к организации библиотечной системы в сельских поселениях является обязательное обеспечение возможности получения библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с малой численностью жителей (менее 500 человек).
В организации работы специализированных библиотек для инвалидов по зрению следует предусматривать расширение зоны их деятельности, а именно открытие филиалов в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, при территориальных организациях Всероссийского общества слепых, лечебных и реабилитационных учреждениях. Территориальное размещение филиалов и библиотечных пунктов должно зависеть от местных условий и рассредоточенности инвалидов по зрению.