Недействующий

Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Татарстан на 2018 - 2022 годы (с изменениями на 6 сентября 2021 года) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.10.2023 N 1281)



II. Предпосылки построения и развития комплекса "Безопасный город"


Особая значимость и актуальность мероприятий, направленных на обеспечение комплексной безопасности населения и территории Республики Татарстан, обусловлена существующими рисками возникновения угроз природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера.


Основная предпосылка построения и развития комплекса "Безопасный город" - это не только важность вопросов безопасности, но и сложность их реализации ввиду разобщенности бюджетов, необходимости централизованно координировать решение этих вопросов. Подойти к подобному централизованному решению можно за счет создания единой инфраструктуры информационно-коммуникационных ресурсов в целях решения вопросов комплексной безопасности для органов государственной власти Республики Татарстан. Это позволит консолидировать затраты регионального бюджета и получить поддержку на реализацию комплексной информационной системы в рамках реализации профильных федеральных и региональных целевых программ.


Особая актуальность проблематики обеспечения безопасности связана с сохраняющейся угрозой террористических действий, активности преступных элементов, а также нарушениями в работе производств и коммунальных служб из-за изношенности основных фондов. Существованию внутренней напряженности и низкого уровня безопасности способствуют некоторые нежелательные процессы, наблюдающиеся в экономике, политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс, переполненность остановок общественного транспорта и других мест скопления людей.


Назрела необходимость оснащения сил и служб, ответственных за решение задач в сфере общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, техническими средствами с применением современных наукоемких информационных технологий, позволяющими повысить оперативность реагирования, раскрываемость правонарушений и преступлений, эффективность мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


В решении указанной задачи значительную поддержку могут оказать современные информационные технологии. Уровень их развития позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально-распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы позволяют осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Важным элементом такой комплексной системы является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные центры и коммуникации, так и жилые кварталы.


Основной эффект будет достигаться за счет интеграции двух факторов - наличия такой информации в реальном времени и возможности информационных систем по автоматизированной обработке и анализу этих данных. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных датчиков (в том числе охранной и пожарной сигнализации), контрольных устройств (пунктов пропуска) и систем связи (вызова экстренных оперативных служб по линиям "101", "102", "103" "104", "112").


Комплекс "Безопасный город" позволит эффективно осуществлять следующие функции:


непрерывный мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей, общественных местах, включая улицы и площади, административные здания, детские, образовательные, спортивные и культурные учреждения, дворовую территорию, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, подвижной состав транспорта;


контроль за оставленными предметами, оперативное информирование дежурных служб в случаях нарушений общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;


визуальный контроль в отдельных местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и сравнения с эталонной базой данных для проведения оперативно-разыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота наркотиков и т.п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться задачи как обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц, так и предотвращения будущих инцидентов;


контролируемый доступ на государственные и ведомственные объекты;


контроль передвижения автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, въездах (выездах) на объекты и контролируемые зоны, поддержку операций по планам обнаружения и задержания разыскиваемых транспортных средств;


видеонаблюдение за стоянками, тоннелями и транспортными развязками;


обеспечение экстренной связи с правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем;