Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года (с изменениями на 17 января 2023 года)



3.2. Целевой сценарий развития


Развитие по стратегии динамичного развития, которую также можно назвать модернизационной, предполагает активное использование конкурентных преимуществ республики в секторе добычи минерального сырья, реализацию крупных инфраструктурных проектов, в том числе строительство железной дороги, создание экономического коридора Россия - Монголия - Китай, позволяющих наращивать производственный потенциал традиционных отраслей ее специализации, осуществление модернизации и реиндустриализации экономики Тувы.


Целевой сценарий подразумевает постепенное приближение к среднему уровню социально-экономического развития по Сибирскому федеральному округу. Объем частных инвестиций существенно увеличится благодаря достижению транспортной связанности, полноценной интеграции Республики Тыва в финансовую систему Российской Федерации и обеспечению благоприятного инвестиционного климата.


Предусматриваются кардинальные изменения процессов на рынке труда вследствие реализации масштабных проектов, формирования целевой экономической зоны в республике. При реализации стратегии динамичного развития возможно значительное снижение уровня общей безработицы до 7 процентов, снижение нагрузки незанятого населения на одну заявленную вакансию, рост потребности в труде.


Основное внимание будет уделено развитию энергетики и транспорта как основных поставщиков ресурсов, лимитирующих рост темпов развития. Финансовой основой развития региона по стратегии динамичного развития станут масштабные государственные и связанные с ними частные инвестиции в сырьевые и инфраструктурные секторы экономики. При этом необходимо проведение институциональных реформ, создающих благоприятные условия для деятельности экономических агентов, а также стимулы ускоренного развития социальных отраслей.


Прогнозируется многократный рост добычи полезных ископаемых при усилении зависимости развития экономики республики от конъюнктуры мировых цен на минеральное сырье. Это обеспечит заметный, хотя и неровный экономический рост, диверсификацию и качественное обновление экономики. Значительно снизится уровень дотационности хозяйства республики, предположительно через 2 - 3 года после начала эксплуатации железной дороги доходы республиканского бюджета сравняются с расходами.


Показатели развития социальной сферы будут динамично улучшаться за счет значительного роста доходов республиканского бюджета, при этом объем предоставляемых социальных услуг будет выше, чем в базовом сценарии стратегии. Сохранится высокий естественный прирост населения, который будет обусловлен также и притоком квалифицированных работников из других регионов. Уровень безработицы резко снизится за счет масштабного создания новых рабочих мест и достигнет нормативного для рыночной экономики значения от численности экономически активного населения.


Важным фактором успеха реализации стратегических направлений будет снижение социальной напряженности в сельской местности, предусматривается интенсификация создания заготавливающих и перерабатывающих производств на селе с созданием большого количества рабочих мест с достойной заработной платой. Развитие социальной составляющей экономики направлено на повышение уровня доступности и качества оказываемых сельским жителям услуг. Сам факт того, что наполняемость бюджета собственными доходами значительно вырастет, говорит о радикальном изменении социально-экономического климата в республике: увеличатся расходы на социальные программы, в том числе на строительство и оснащение социальных объектов, строительство социального жилья; станет возможным увеличить объем инвестиций в экономику, кредитовать предприятия, снизить дотационность собственного бюджета.


Возможное снижение дотационности бюджета республики с 71 до 14 процентов открывает новые возможности для самостоятельного развития ее социальной сферы, создания новейших инновационных производств, направляя на это растущие собственные доходы республиканского бюджета.