Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года (с изменениями на 17 января 2023 года)



9.1. Инструменты реализации Стратегии


Одним из элементов системы стратегического управления региональным развитием являются инструменты регулирования социально-экономических процессов. Под инструментами управления (регулирования) понимается совокупность способов и средств практической реализации выработанного управляющего воздействия, принятого управленческого решения. Под инструментами регулирования мы понимаем совокупность форм, методов и способов воздействия на процессы развития территорий со стороны государственных органов для достижения определенных целей. Инструменты регулирования есть конкретизация норм и правил, образующих институты регулирования (управления). Совокупность институтов и инструментов составляет экономический механизм регулирования.


Известны многочисленные классификации инструментов регулирования: по уровням управления (страна, регион, отрасль, предприятие), по правовому статусу применения (международные, конституции стран, федеральные и региональные законы, указы, постановления), по признаку характера и объекта воздействия (экономические, организационные, политические). Инструменты регулирования развития регионов, применяемые в целях анализа воздействия на эффективность развития регионов на разных этапах экономического цикла, можно классифицировать по трем направлениям: административные, организационно-экономические и финансовые.


Классификация инструментов регулирования

социально-экономического развития регионов

Административные инструменты

Организационно-экономические инструменты

Финансовые инструменты

методика отбора регионов для приоритетного финансирования;

совершенствование системы отношений "федеральный центр - регионы";

нормативные акты об установлении специальных экономических режимов на отдельных территориях (особых экономических зон, зон особого социоэкологического режима природопользования);

методика поддержки совершенствования регулирования социально-экономического развития регионов;

создание целевых корпоративных структур для регулирования развития депрессивных территорий;

совершенствование законодательства (принятие специальных нормативных актов для регулирования развития депрессивных регионов (далее - ДР)

системный анализ социально-экономического развития регионов;

методы отбора регионов для создания особых экономических зон:

1) производственно-промышленного типа;

2) технико-внедренческого типа;

3) туристско-рекреационного типа;

4) портовых зон;

- программы комплексного социально-экономического развития ДР;

- методики создания кластеров и технопарков;

- программа создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия;

- разработка методик активизации процессов формирования предпринимательской и инновационной инициативы;

- определение долгосрочных правил взаимоотношений с инвесторами

системные трансферты ДР;

полное федеральное финансирование государственных обязательств населению ДР;

методика совершенствования системы льгот для жителей северных регионов;

гибкая налоговая и ценовая политика в отношении компаний и фирм, связанных с деятельностью градообразующих предприятий и производящих значимые для развития ДР товары и услуги;

конкурсное распределение средств Инвестиционного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, Российской венчурной компании, Внешэкономбанка;

долгосрочные программы финансовой поддержки проектов совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры в регионах


Такая классификация инструментов может быть использована для регулирования регионов с различной модернизационной восприимчивостью. Для регионов с высокой модернизационной восприимчивостью рекомендуется применять главным образом финансовые инструменты, со средней - организационно-экономические и финансовые, с низкой - все три группы инструментов. При регулировании развития последних предлагается также концентрировать усилия на создании специальных инструментов, включающих как разработку нормативных актов, определяющих формирование новых организационных форм, так и отработку практики специальных видов трансфертов.


Под системными трансфертами депрессивным регионам мы понимаем систему субсидий из федерального бюджета на решение наиболее актуальных проблем их социально-экономического развития, позволяющих региональным бюджетам адаптироваться к изменениям экономической ситуации. Системный трансферт представляет собой консолидацию многочисленных субсидий ДР на определенные цели. Системный трансферт на модернизацию социально-экономического развития ДР может представлять собой межотраслевой грант, выделенный как на условиях регионального софинансирования, так и без них, для достижения целей инновационного развития (создания и развития наукоградов, научно-образовательных комплексов, технопарков и кластеров), решения инфраструктурных проблем, улучшения показателей уровня жизни.


Инструментами, обеспечивающими решение задач и направленными на достижение цели Стратегии, являются Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 - 2024 годы, государственные программы Республики Тыва, в том числе софинансируемые за счет бюджетных ассигнований в рамках федеральных программ.


(абзац введен Постановлением Правительства Республики Тыва от 17.01.2023 N 12)