Ключевые риски развития Приморского края
N п/п | Риски | Факторы риска |
Социальные и демографические риски | ||
1. | Риски роста темпов сокращения численности населения Приморского края, в том числе в рабочих возрастах, и увеличения демографической нагрузки | Возможность продолжающегося миграционного оттока населения, тенденция к ускорению процесса демографического старения населения, превышение смертности над рождаемостью в результате роста смертности, особенно в трудоспособных возрастах среди мужчин, и снижения суммарного коэффициента рождаемости и числа рождений |
2. | Риск дальнейшего оттока молодых и талантливых специалистов | Низкая доступность высшего образования по финансовым, территориальным показателям, а также недостаточная кооперация университетов Приморского края с предприятиями. Сохранение высокого уровня безработицы среди молодежи и недостаточного вовлечения молодежи в социально-экономическую деятельность Приморского края. |
3. | Риск снижения привлекательности для жизни Приморского края в случае сохранения дефицита жилья (показатель общей площади жилых помещений на 1 жителя является одним из самых низких по стране) и высокого уровня цен на жилье (средние цены на первичном рынке жилья одни из самых высоких по России), что может привести к усилению оттока населения и к сложностям с привлечением трудовых мигрантов. | Основными факторами риска является высокая себестоимость строительства на территории Приморского края, обусловленная прежде всего высокой стоимостью материалов, недостаточным уровнем производительности труда и трудностями в процессе получения земельных участков под строительство |
4. | Риск увеличения нагрузки на систему социальной поддержки | Факторами риска могут стать ухудшение ситуации на рынке труда (в крае сохраняются риски массовых увольнений, вынужденной неполной занятости работников и просроченной задолженности по заработной плате), демографическое старение населения и тенденции удлинения периода "зависимой" жизни, а также в связи с оттоком населения, особенно тех социальных групп, которые формируют ядро качественного человеческого капитала, что может повлечь снижение платежеспособного спроса на услуги социального обслуживания |
5. | Риск сохранения и нарастания межмуниципальных диспропорций на территории Приморского края | Риск имеет диверсифицированные негативные последствия. В частности, в сфере образования данный риск обусловливает расширение анклавов неравенства в области качества образования, вызванное наличием образовательных организаций, работающих в неблагоприятных социальных условиях, и организаций, показывающих низкие образовательные результаты |
Экономические риски | ||
6. | Риск деградации существующего научно-технологического комплекса и ухудшения его качественных характеристик | Высокие риски в этой области возникают в связи с разрывом поколений исследователей и исчезновением научных школ. Возможно усиление оттока молодых научных кадров в другие регионы и за рубеж |
7. | Риск снижения спроса на высококвалифицированный труд и творческие профессии, вымывания перспективных кадров и повышения текучести кадров на предприятиях | Основными факторами риска могут стать ухудшение структуры рабочих мест с увеличением доли низкоквалифицированных и низкотехнологичных сегментов и падением платежеспособного спроса в высокотехнологичных и наукоемких сегментах экономики |
8. | Риски дальнейшего развития неформальной экономики и появление территорий и зон бизнеса, фактически неподконтрольных властям | Сохранение неконкурентоспособных условий труда на крупных предприятиях Приморского края, низкой производительности труда и недостаточно благоприятных и привлекательных условий для полноценного перевода бизнеса в рамки правового поля России |
9. | Риск ограничения темпов развития экономики Приморского края и снижения инвестиционной привлекательности в результате недостатка трудовых ресурсов | Сохранение существующего недостаточно конкурентоспособного уровня оплаты труда и существующего уровня производительности труда, дальнейший отток квалифицированный и перспективной рабочей силы (молодой, образованной, творческой и т.д.) |
10. | Риски снижения инвестиционной привлекательности Приморского края | Может стать результатом ужесточения антироссийских санкций |
11. | Риски снижения конкурентоспособности местных производственных компаний в результате перехода наиболее квалифицированных кадров на работу к новым инвесторам, пользующимся государственной поддержкой и способным предложить более высокий уровень оплаты труда, и формирования новыми инвесторами, как российскими, так и иностранными, экономических анклавов, слабо встроенных в экономику Приморского края | Уже сегодня крупные российские компании, развивающие новое судостроительное производство в Приморском крае, используют свою кадровую политику для привлечения лучших кадров с местных судостроительных и судоремонтных заводов, что, в совокупности с нарушением графиков создания новых производственных мощностей, приводит к отъезду данных специалистов в центральные районы страны. При этом местные строительные компании и поставщики строительных материалов практически не принимают участия в формировании новых производственных комплексов |
12. | Риск потери конкурентоспособности и банкротства местных предприятий, ориентированных на внутренний рынок Приморского края | Может стать результатом прихода в ТОСЭР новых инвесторов, обладающих значительным запасом финансовой устойчивости. В случае сохранения ограниченной открытости рынков Китая, Японии, Республики Кореи пришедшие инвесторы будут ориентированы на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, что, в ходе прямой конкуренции с менее эффективными местными производителями, может привести к банкротству ряда местных предприятий, массовым увольнениям и возникновению значительных экологических проблем |
13. | Риски потери экономической базы и утраты конкурентоспособности местными сельскохозяйственными товаропроизводителями | Может стать результатом скупки земельных участков новыми инвесторами - крупными индустриальными аграрными производителями, способными оказывать значительное экономическое давление на фермеров. Новые аграрные производители уже сегодня пытаются полностью обеспечить себя собственными земельными ресурсами (кормовой базой), используя для захвата земельных активов рычаги, недоступные местным игрокам. Также фактором риска являются возможные встречные уступки, в т.ч. открытия границ, например, для свинины из Китая, которое может привести к завоеванию местного рынка китайскими производителями, пользующимися несоразмерно большей господдержкой |
14. | Риск потери экспортных рынков из-за несоответствия требованиям качества | Несоответствие требованиям качества: местные сельскохозяйственные товаропроизводители не могут обеспечить необходимый уровень качества продукции и ее соответствия принятым стандартам в случаях, когда открываются масштабные возможности для ее экспорта, что приводит к временному закрытию экспортных рынков |
15. | Высокий риск возникновения эпизоотий и эпифитотий в случае возможного взаимного открытия рынков | Новые заболевания животных способны нанести значительный ущерб местным сельскохозяйственным товаропроизводителям, включая долговременное закрытие для них ключевых экспортных рынков |
Инфраструктурные риски | ||
16. | Риски усиления недостаточности энергетической и коммунальной инфраструктуры для полноценного социально-экономического развития | Факторами риска могут рассматриваться экологические ограничения при строительстве новой инфраструктуры либо недостаточное государственное и частное финансирование, в том числе в случае ограничений иностранных инвестиций и доступа к импортным технологиям вследствие усиления геополитической конкуренции. В результате возможно снижение инвестиционной привлекательности края и ограничение развития бизнеса |
17. | Риск сохранения дефицита транспортной инфраструктуры во всех сегментах транспортного комплекса | Недостаточный объем инвестиций в транспортную инфраструктуру, что напрямую снижает привлекательность инвестирования и ведения бизнеса на территории края, является барьером к реализации транзитного и туристического потенциала, а также снижает привлекательность края для жизни |
18. | Риск снижения привлекательности Приморского края как транспортного хаба для компаний из регионов европейской части России | Фактором риска может рассматриваться активное развитие конкурирующих маршрутов, включая коридор Китай - Западная Европа и другие |
19. | Риск потери привлекательности транзитных маршрутов через территорию Приморского края (международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2") | Может проявиться вследствие сохранения высокого уровня таможенных барьеров и высоких ставок портовых сборов |
20. | Риск ухудшения финансовой ситуации градообразующих предприятий экономической ситуации и деградации социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры в монопрофильных муниципальных образованиях Приморского края | Имеет возможность реализоваться в случае сохранения объемов финансирования и инвестиционной активности на текущем уровне. В этом случае возникают существенные риски для дальнейшего ухудшения ситуации и возникновения локальных кризисов и социальных волнений |
Природно-экологические риски | ||
21. | Риски ухудшения экологической ситуации в городах | Сохранение высокого объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта, недостаточная обеспеченность канализационными очистными сооружениями и эффективной экологически безопасной инфраструктурой отходов производства и потребления, износ канализационных сетей, воздействие "угольной пыли" в результате деятельности угольных терминалов в портах края, благоустройство прибрежных зон без учета специфики рельефа местности края |
22. | Риск возрастания экологического ущерба от экономической деятельности технически устаревших и изношенных производственных фондов | Фактором риска является увеличивающиеся объемы применения минеральных удобрений в сельском хозяйстве и сокращение объемов применения органических удобрений |
23. | Высокие природно-климатические риски и ограниченные возможности для их компенсации | Для региона характерны частые климатические явления с масштабными негативными последствиями для сельскохозяйственных товаропроизводителей (включая гибель урожая), жилого фонда и инфраструктуры |
Третий высший приоритет будут иметь отрасли, связанные с переработкой и вовлечением в хозяйственный оборот природных ресурсов Приморского края это - лесопромышленный комплекс, добыча и обогащение полезных ископаемых (вольфрама, цинка, свинца, кадмия, висмута, лития, рубидия, цезия, производство продукции из бора), а также развитие сельского хозяйства (конкурентные преимущества наиболее выражены в сфере птицеводства, производства молока, выращивания фасоли, риса, соевых бобов). К этому уровню приоритетности также относится развитие туристско-рекреационного комплекса. Учитывая быстрый рост спроса на туризм со стороны жителей стран АТР, принадлежность Приморья к европейской культуре и относительно низкий уровень цен на местные туристические продукты, можно ожидать активного развития туристского сектора экономики.
Необходимым условием реализации запланированных направлений является развитый человеческий капитал, поэтому в центр Стратегии поставлен человек, создание условий для развития и комфортной жизни и работы жителей Приморского края.
В условиях Приморского края базовым критерием эффективности развития человеческого капитала является прекращение оттока населения. Это комплексная проблема, требующая улучшения всех компонентов привлекательности жизни - наличие работы (возможности работы для себя, для своих детей и внуков), обеспеченность жильем, причем жильем современным со всеми жилищно-коммунальными и информационными услугами, обеспечение всем комплексом социальных и бытовых услуг современного качества и, наконец, обеспечение мобильности не ниже среднероссийского уровня.
Добиться этого позволит сочетание двух факторов: качество жизни в Приморском крае должно быть не хуже, чем в лидирующих российских регионах, а возможности для самореализации, включая уровень потенциальных доходов, должны быть значительно лучше. У Приморского края есть возможность достичь сочетания этих факторов и привлечь значительный объем инвестиций за счет реализации транзитного потенциала и преимуществ уникального положения во взаимоотношениях по линии Россия - АТР. На базе результатов проведенного SWOT и PEST анализа и анализа стратегических интересов субъектов стратегического развития можно кратко сформулировать стратегическое видение развития Приморского края следующим образом: "европейское качество жизни - азиатские возможности для развития". При реализации этого видения можно увеличить численность населения края в период до 2030 г. и добиться значительных успехов в экономическом развитии.
В долгосрочной перспективе Приморский край должен стать транспортно-логистическим, индустриально-постиндустриальным, инновационно-технологическим и культурным центром Дальневосточного федерального округа, отличающимся высоким уровнем жизни и опережающим экономическим развитием и полноценно реализующим концепцию "Европа в Азии" для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В этом смысле уровень миграционного прироста населения края является наиболее важным комплексным показателем его развития.
Таким образом, главной надцелевой установкой (сверхзадачей) Стратегии является создание благоприятных условий для жизни, работы, учебы и предпринимательства в Приморском крае, обеспечивающих устойчивую миграционную привлекательность Приморского края для населения России.
Это означает, что ключевыми долгосрочными приоритетами социально-экономического развития Приморского края являются:
обеспечение структурной диверсификации и конкурентной специализации экономики;
создание условий для развития человеческого капитала и прекращения миграционного оттока;
усиление внутрирегиональной связности территории и сбалансированное пространственное и инфраструктурное развитие.