Приморский край занимает существенные доли на рынках Дальнего Востока, он является транспортно-логистическим центром для сырьевого экспорта из регионов Дальнего Востока, например, нефти из Сахалинской области, газа из Республики Саха (Якутия). Приморье является крупным игроком на кондитерском рынке Дальнего Востока и это один из лидеров среди российских регионов по выращиванию и поставкам на рынки регионов ДФО ряда сельскохозяйственных культур.
На рынках регионов центральной части России Приморский край, в основном, известен в первую очередь в качестве поставщика рыбопродукции, с долей российского рынка рыбы и морепродуктов от 7% до 10% по экспертным оценкам за 2016 г. Кроме того, добывающие предприятия края являются лидирующими российскими производителями нескольких видов продукции, в т.ч. борной кислоты, вольфрамового, свинцового и германиевого концентрата.
Межрегиональное сотрудничество Приморского края и других регионов ДФО затруднено географической удаленностью и недостаточным уровнем развития межрегиональной инфраструктуры. Так, невысокий уровень развития сети автодорог, морского и воздушного сообщения ограничивает возможности для сотрудничества. Кроме того, регионы Дальнего Востока являются конкурентами за рынки сбыта (например, сбыта рыбной и агропромышленной продукции, леса) и за российские и иностранные инвестиции.
Рыночные возможности для компаний края на рынке Дальнего Востока - это производство оборудования и оказание услуг по обслуживанию техники для нефтяных, золотодобывающих и других добывающих компаний, судостроение, производство танкеров для транспортировки сырья, высокотехнологичное производство гражданских композиционных судов, также сборочное производство автомобилей, производство автомобильных двигателей для автомобильных заводов АТР. Приморье - крупнейший производитель рыболовных канатов, сетей, промыслового оборудования. Кроме того, является центр медицинского обслуживания всего населения Дальнего Востока.
На рынках регионов центральной части России для компаний Приморского края после реализации ключевых проектов развития будут открыты возможности по поставке азотных минеральных удобрений (аммиак, метанол, карбамид), цветных металлов и рудных концентратов.
Важно также отметить значительный потенциал внешних инвестиций в экономику края из центральных регионов. Российские компании, работающие в национальном масштабе, существенно увеличили свое присутствие в Приморском крае за последние 5 лет.
Направления и механизмы государственной поддержки межрегионального сотрудничества включают финансовую поддержку межрегиональных проектов, финансирование развития межрегиональной инфраструктуры (транспортно-логистической, энергетической, телекоммуникационной), развитие компетенций местных компаний, способных выйти со своей продукцией на рынки других российских регионов (включая проведение обучающих семинаров по вопросам межрегионального сотрудничества) и приведение регионального законодательства в соответствие с реальной практикой межрегиональной торговли.
Крупные межрегиональные инвестиционные проекты, в которых принимает участие Приморский край, направлены на строительство инфраструктуры, развитие нефтехимии и улучшение логистики. Так Приморский край взаимодействует с Хабаровским краем для реализации проекта по строительству автомобильной дороги Хабаровск - Владивосток. В рамках строительства магистрального газопровода "Сила Сибири" Приморский край взаимодействует с Амурской областью, Республикой Саха (Якутия). В комплексный проект развития Северного морского пути вовлечено большинство регионов Дальнего Востока, включая Приморский край.
Приоритетные направления межрегионального сотрудничества и ключевые проекты. Цель межрегионального сотрудничества - это наращивание к 2030 г. объема годового вывоза несырьевых товаров Приморского края в другие регионы страны до 80 млрд руб., объема новой привлеченной грузовой базы из российских регионов до 40 тыс. TEU и менее 30 новых инвестиционных проектов компаний из других субъектов Российской Федерации за счет развития межрегиональных связей и реализации потенциала уникального транспортно-географического положения Приморского края.
Приоритетным направлением межрегионального сотрудничества для Приморского края будет торговля товарами местного производства. Для этого планируется создание торговых представительств, ключевой функцией которых станет посредничество в проведении переговоров с контрагентами (в том числе розничными сетями) в разных регионах. В течение первого этапа реализации Стратегии предполагается открытие двух представительств в Москве и Новосибирске.
Развитию межрегиональной торговли будут способствовать перечисленные выше направления поддержки экспорта, в первую очередь направленные на развитие торговли в электронном формате. В рамках развития данного направления будут проведены консультации для предпринимателей, планирующих организацию продаж товаров местного производства с помощью электронных каналов, выработаны механизмы поддержки выхода на крупные международные и общероссийские электронные торговые площадки на конкурсной основе.
Планируется проработка расширения формата "Дней Дальнего Востока", с распространением этого ежегодного мероприятия и на другие крупные города страны помимо Москвы.
Следующим приоритетным направлением выстраивания межрегиональных отношений станет привлечение транзитных грузов на маршруты, проходящие через Приморский край. Основной зоной роста должны стать контейнерные перевозки из регионов Европейской части России в порты Приморья.
Среди потенциальных ниш для инвесторов из других регионов России в Приморском крае следует выделить лесопромышленный комплекс, туристский и транспортно-логистический сектора, а также проекты по развитию приграничных территорий. Привлекательные налогово-административные условиях обеспечиваются благодаря режимам ТОСЭР и СПВ. Приморский край со своей стороны будет обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для инвесторов, информирование о возможностях инвестиций в регион.