Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года (с изменениями на 5 апреля 2024 года)



Таблица 1.5.2



Выделение стратегических контуров социально-экономического развития

ПВ - направления развития края на основе использования сильных сторон и возможностей (приоритеты развития)

1. Согласованное развитие транспортного комплекса Востока России, включая модернизацию Транссиба и БАМа, прокладку новых и расширение действующих мощностей нефте- и газопроводов, ввод в действие новых и расширение возможностей действующих морских портов Приморского края, усиление автодорожной сети и развитие пограничных переходов, расширение объемов и географии авиационного сообщения.

2. Двукратный рост объемов перевалки грузов в морских портах края и двукратный рост погрузки/выгрузки грузов на железнодорожных станциях Приморского края.

3. Развитие пограничных переходов. Увеличение транзита грузов по МТК "Приморье-1" в 2 раза, обеспечение перевалки не менее 20 млн тонн грузов на МТК "Приморье-2".

4. Увеличение пассажиропотока через погранпереходы Приморского края не менее чем в 2 раза.

НВ - направления снижения влияния слабых сторон на реализацию возможностей для развития края (необходимые внутренние преобразования)

1. Расширение ареала экономической доступности территорий за счет развития железных дорог и оптимизации тарифов. Рост межрегиональной интеграции.

2. Оптимизация планов крупных компаний по развитию промышленности и увеличению экспорта грузов в соответствии с темпами модернизации железных дорог и погранпереходов края.

3. Строительство и модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, жилищного комплекса и объектов жизнеобеспечения с использованием механизмов ГЧП и специальных режимов ведения хозяйственной деятельности, а в отдельных случаях - на основе специальных решений Правительства Российской Федерации.

4. Использование развития научно-исследовательской базы и новых механизмов ведения научно-технологической деятельности для создания новых технологий и

5. Полная ликвидация изолированных энергорайонов, мазутной и дизельной электрогенерации.

6. Ликвидация дефицита электроэнергии в Южном Приморье и на отдельных территориях края, включая территории нового освоения.

7. Развитие всех видов туризма (курортного, яхтенного, событийного, культурно-исторического, научного, образовательного, оздоровительного, гастрономического).

8. Обеспечение предприятий Приморского края заказами со стороны структур Минобороны России.

9. Развитие в Приморском крае новых секторов промышленности на базе создаваемой промышленной инфраструктуры, технопарков, освоения наукоемкой продукции специального и двойного назначения.

10. Развитие на о. Русский научно-инновационного центра морской специализации. Комплексное освоение о. Русский.

11. Рост бюджетной обеспеченности на краевом и муниципальном уровне в части собственных доходов.

12. Обеспечение достаточной транспортной связности населенных пунктов края.

13. Ликвидация цифрового неравенства. Покрытие всей территории края сотовой связью. Обеспечение на всей территории края широкополосного доступа к сети Интернет, доступа к государственным и муниципальным услугам, оказываемым в электронном виде

загрузки машиностроительных предприятий производством гражданской инновационной продукции.

5. Привлечение в край организаций прикладной науки и конструкторских бюро в кооперации с реализацией крупных проектов для обеспечения поддержания должного уровня конкурентоспособности продукции.

6. Реализация крупных проектов и создание площадок со специальными режимами ведения хозяйственной деятельности с учетом необходимости комплексного обустройства работников и членов их семей (работа - жилье - сфера обслуживания - мобильность), что сможет обеспечить приток населения на территорию края.

7. Распространение современных форм дистанционного образования и дистанционного оказания медицинских услуг.

8. Оптимизация схемы размещения полигонов ТКО с учетом развития транспортной сети

ПУ - направления снижения рисков за счет использования сильных сторон Приморского края (идентификация потенциальных преимуществ)

1. Усиление взаимодействия стран СВА и России в туристической, культурной, научной, образовательной, гуманитарной и других "несанкционных" сферах.

2. Дальнейшее усиление транзитной функции территории края по экспорту угля, нефти, газа и других товаров для стран СВА. Возрастание роли каботажных перевозок.

3. Приоритетное развитие рыбохозяйственного комплекса, сельского хозяйства, активизация взаимодействия регионов Дальнего Востока и Забайкалья.

4. Наращивание производства и экспорта электроэнергии в СВА

НУ - направления минимизации последствий наложения слабых сторон и угроз (резервные стратегические инициативы)

1. Вероятны следующие последствия наихудшего развития событий:

a. Нарастание неравенства возможностей для самореализации жителей в трудовой, предпринимательской и культурно-досуговой сфера между городскими и сельскими поселениями, между центрами роста и остальной территории Приморского края.

b. Отставание темпов инфраструктурного развития от потребностей экономики и социальной сферы. Увеличение сроков реализации запланированных проектов, переход части проектов в категорию проектов, реализация которых теряет экономическую целесообразность.

c. Снижение конкурентоспособности системы образования Приморского края, в т.ч. высшего. Утрата лидирующих позиций по приоритетным для Приморского края направлениям исследований и разработок. Нарастание дисбаланса потребностей рынка труда и структуры подготовки кадров системой образования.

d. Снижение эффективности здравоохранения и системы социального обслуживания и поддержки населения. Рост смертности и снижение рождаемости, нарастание естественной убыли населения.

e. Усиление миграционного оттока населения. Рост дефицита высококвалифицированных кадров.

f. Опережение роста автомобилизации экономики и населения по отношению к развитию автодорожной сети. Рост количества узких мест на транспортных, в т.ч. внутригородских сетях.

2. В этом случае возрастает вероятность ликвидации Минвостокразвития России и специализированных институтов развития Дальнего Востока, прекращение приоритетного финансирования дальневосточных разделов государственных программ Российской Федерации. При этом полная ответственность за развитие края переходит к Губернатору Приморского края, что потребует разработки комплексной среднесрочной программы развития Приморского края в новых условиях.

3. Мерами по снятию потенциальных ограничений, связанных с наихудшим вариантом развития событий, являются:

a. Инициирование резкого усиления интеграционных процессов стран СВА в энергетической, транспортной, научной и гуманитарной областях, создание общего рынка рабочей силы, общей службы оперативного оповещения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

b. Усиление туристических обменов.

c. Возрастание доли заказов со стороны Тихоокеанского флота. Создание локальных цепочек производства конечного продукта, в первую очередь, в интересах структур Минобороны России.

4. При падении мировых цен на уголь и другие товары российского экспорта для недопущения падения объемов перевалки грузов в портах Приморского края надо быть готовым к переключению портов и железных дорог на территории края на доставку:

a. грузов, следующих из одних китайских провинций в другие с использованием мостового перехода Нижнеленинское-Тунцзян и погранпереходов на территории края;

b. грузов, следующих в транзите Республика Корея - Китай, Япония - Китай, США - Китай;

c. грузов, следующих по Севморпути;

d. каботажных грузов