Выделение стратегических контуров социально-экономического развития
ПВ - направления развития края на основе использования сильных сторон и возможностей (приоритеты развития) 1. Согласованное развитие транспортного комплекса Востока России, включая модернизацию Транссиба и БАМа, прокладку новых и расширение действующих мощностей нефте- и газопроводов, ввод в действие новых и расширение возможностей действующих морских портов Приморского края, усиление автодорожной сети и развитие пограничных переходов, расширение объемов и географии авиационного сообщения. 2. Двукратный рост объемов перевалки грузов в морских портах края и двукратный рост погрузки/выгрузки грузов на железнодорожных станциях Приморского края. 3. Развитие пограничных переходов. Увеличение транзита грузов по МТК "Приморье-1" в 2 раза, обеспечение перевалки не менее 20 млн тонн грузов на МТК "Приморье-2". 4. Увеличение пассажиропотока через погранпереходы Приморского края не менее чем в 2 раза. | НВ - направления снижения влияния слабых сторон на реализацию возможностей для развития края (необходимые внутренние преобразования) 1. Расширение ареала экономической доступности территорий за счет развития железных дорог и оптимизации тарифов. Рост межрегиональной интеграции. 2. Оптимизация планов крупных компаний по развитию промышленности и увеличению экспорта грузов в соответствии с темпами модернизации железных дорог и погранпереходов края. 3. Строительство и модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, жилищного комплекса и объектов жизнеобеспечения с использованием механизмов ГЧП и специальных режимов ведения хозяйственной деятельности, а в отдельных случаях - на основе специальных решений Правительства Российской Федерации. 4. Использование развития научно-исследовательской базы и новых механизмов ведения научно-технологической деятельности для создания новых технологий и |
5. Полная ликвидация изолированных энергорайонов, мазутной и дизельной электрогенерации. 6. Ликвидация дефицита электроэнергии в Южном Приморье и на отдельных территориях края, включая территории нового освоения. 7. Развитие всех видов туризма (курортного, яхтенного, событийного, культурно-исторического, научного, образовательного, оздоровительного, гастрономического). 8. Обеспечение предприятий Приморского края заказами со стороны структур Минобороны России. 9. Развитие в Приморском крае новых секторов промышленности на базе создаваемой промышленной инфраструктуры, технопарков, освоения наукоемкой продукции специального и двойного назначения. 10. Развитие на о. Русский научно-инновационного центра морской специализации. Комплексное освоение о. Русский. 11. Рост бюджетной обеспеченности на краевом и муниципальном уровне в части собственных доходов. 12. Обеспечение достаточной транспортной связности населенных пунктов края. 13. Ликвидация цифрового неравенства. Покрытие всей территории края сотовой связью. Обеспечение на всей территории края широкополосного доступа к сети Интернет, доступа к государственным и муниципальным услугам, оказываемым в электронном виде | загрузки машиностроительных предприятий производством гражданской инновационной продукции. 5. Привлечение в край организаций прикладной науки и конструкторских бюро в кооперации с реализацией крупных проектов для обеспечения поддержания должного уровня конкурентоспособности продукции. 6. Реализация крупных проектов и создание площадок со специальными режимами ведения хозяйственной деятельности с учетом необходимости комплексного обустройства работников и членов их семей (работа - жилье - сфера обслуживания - мобильность), что сможет обеспечить приток населения на территорию края. 7. Распространение современных форм дистанционного образования и дистанционного оказания медицинских услуг. 8. Оптимизация схемы размещения полигонов ТКО с учетом развития транспортной сети |
ПУ - направления снижения рисков за счет использования сильных сторон Приморского края (идентификация потенциальных преимуществ) 1. Усиление взаимодействия стран СВА и России в туристической, культурной, научной, образовательной, гуманитарной и других "несанкционных" сферах. 2. Дальнейшее усиление транзитной функции территории края по экспорту угля, нефти, газа и других товаров для стран СВА. Возрастание роли каботажных перевозок. 3. Приоритетное развитие рыбохозяйственного комплекса, сельского хозяйства, активизация взаимодействия регионов Дальнего Востока и Забайкалья. 4. Наращивание производства и экспорта электроэнергии в СВА | НУ - направления минимизации последствий наложения слабых сторон и угроз (резервные стратегические инициативы) 1. Вероятны следующие последствия наихудшего развития событий: a. Нарастание неравенства возможностей для самореализации жителей в трудовой, предпринимательской и культурно-досуговой сфера между городскими и сельскими поселениями, между центрами роста и остальной территории Приморского края. b. Отставание темпов инфраструктурного развития от потребностей экономики и социальной сферы. Увеличение сроков реализации запланированных проектов, переход части проектов в категорию проектов, реализация которых теряет экономическую целесообразность. c. Снижение конкурентоспособности системы образования Приморского края, в т.ч. высшего. Утрата лидирующих позиций по приоритетным для Приморского края направлениям исследований и разработок. Нарастание дисбаланса потребностей рынка труда и структуры подготовки кадров системой образования. |
d. Снижение эффективности здравоохранения и системы социального обслуживания и поддержки населения. Рост смертности и снижение рождаемости, нарастание естественной убыли населения. e. Усиление миграционного оттока населения. Рост дефицита высококвалифицированных кадров. f. Опережение роста автомобилизации экономики и населения по отношению к развитию автодорожной сети. Рост количества узких мест на транспортных, в т.ч. внутригородских сетях. 2. В этом случае возрастает вероятность ликвидации Минвостокразвития России и специализированных институтов развития Дальнего Востока, прекращение приоритетного финансирования дальневосточных разделов государственных программ Российской Федерации. При этом полная ответственность за развитие края переходит к Губернатору Приморского края, что потребует разработки комплексной среднесрочной программы развития Приморского края в новых условиях. | |
3. Мерами по снятию потенциальных ограничений, связанных с наихудшим вариантом развития событий, являются: a. Инициирование резкого усиления интеграционных процессов стран СВА в энергетической, транспортной, научной и гуманитарной областях, создание общего рынка рабочей силы, общей службы оперативного оповещения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. b. Усиление туристических обменов. c. Возрастание доли заказов со стороны Тихоокеанского флота. Создание локальных цепочек производства конечного продукта, в первую очередь, в интересах структур Минобороны России. 4. При падении мировых цен на уголь и другие товары российского экспорта для недопущения падения объемов перевалки грузов в портах Приморского края надо быть готовым к переключению портов и железных дорог на территории края на доставку: a. грузов, следующих из одних китайских провинций в другие с использованием мостового перехода Нижнеленинское-Тунцзян и погранпереходов на территории края; b. грузов, следующих в транзите Республика Корея - Китай, Япония - Китай, США - Китай; c. грузов, следующих по Севморпути; d. каботажных грузов |