Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года (с изменениями на 17 сентября 2024 года)



Таблица 1.5.1


Систематизация факторов внутренней и внешней среды Приморского края

Позитивные факторы, сильные стороны (П)

1. Уникальное географическое положение в близком окружении крупнейших государств Северо-Восточной Азии при наличии протяженного морского побережья с множеством удобных для морской деятельности бухт. Сложившееся участие Приморского края в мировом морском судоходстве и системе мировой торговли стран Тихоокеанского кольца.

2. Приморской край - место базирования надводной части Тихоокеанского флота и важнейшая тыловая база Тихоокеанского флота.

3. Мощное развитие предприятий морехозяйственного комплекса (судостроение и судоремонт, сетеснастные и другие сопутствующие производства РХК, подготовка кадров соответствующих специальностей, морская ориентация Дальневосточного отделения РАН).

4. Наличие наиболее развитой в пределах ДФО инфраструктуры всех видов транспорта, в том числе нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог, морских портов, международного аэропорта и развитой сети местных аэродромов и посадочных полос.

5. Наличие угольной, газовой и мазутной генерации электроэнергии, мощного электросетевого хозяйства с развитыми связями с ОЭС Востока.

6. Наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов в самом большом среди регионов ДФО количестве, высокая концентрация научных кадров.

7. Постоянное внимание руководства страны к развитию Приморского края. Ежегодное проведение Восточного экономического форума с участием руководства России и стран АТР.

8. Наличие целого ряда пограничных, морских, автомобильных, железнодорожных и авиационного пунктов пропуска.

9. Активное взаимодействие со странами АТР в экономической и гуманитарной областях. Устойчиво растущие взаимные туристические потоки.

Негативные факторы, слабые стороны (Н)

1. Удаленность от европейской части России. Фактический разрыв экономических связей.

2. Узость внутреннего рынка Приморского края и Дальнего Востока в целом.

3. Отставание развития железных дорог от потребностей грузоотправителей.

4. Недостаточная развитость автодорожной сети. Несоответствие многих дорог нормативным требованиям и потребностям грузоотправителей.

5. Недостаточная развитость электросетевой инфраструктуры. Наличие больших территорий с дефицитом электроэнергии, в т.ч. в районах активного освоения.

6. Подверженность многих районов Приморского края ежегодному воздействию вод с подтоплением населенных пунктов, разрушением элементов транспортной и иной инфраструктуры.

7. Критическая зависимость машиностроительного комплекса от государственного оборонного заказа.

8. Низкий уровень технологического передела по основным экспортным товарам Приморского края.

9. Более низкий по сравнению со среднероссийским уровень производительности труда в экономике Приморского края.

10. Продолжающийся отток населения, его старение и рост демографической нагрузки.

11. Наличие большого числа неиспользуемых объектов и земель Минобороны России, трудности с изъятием земель и передачей объектов инфраструктуры.

12. Отсутствие развитых местных проектно-конструкторских бюро крупнотоннажного судостроения и судоремонта, ориентированных на повышение локализации производства.

13. Недостаточные объемы жилищного

10. Стремительное развитие информатизации сферы социальных и бытовых услуг, развивающиеся процессы цифровизации экономики и социальной сферы.

11. Реализация и подготовка к реализации ряда крупных проектов с участием государства и компаний с государственным участием.

12. Наличие на территории края большого количества территорий, на которых действуют специальные режимы ведения хозяйственной деятельности.

13. Наличие на территории Приморского края развитой структуры федеральных органов исполнительной власти и специальных институтов развития.

14. Наличие богатых природных ресурсов, ресурсов земли, воды, территорий естественной природы, лесного фонда и полезных ископаемых.

15. Наличие значительных туристско-рекреационных ресурсов: особо охраняемые природные территории, территории с "курортным" климатом и большой протяженностью пляжной береговой линии (Хасанский муниципальный округ) и др.

16. Сбалансированная бюджетная политика, низкий уровень государственного и муниципального долга

строительства, высокий уровень износа сетей жилищно-коммунального хозяйства и недостаточный уровень благоустройства жилого фонда и территорий. Большой удельный вес ветхого и аварийного жилья. Высокая стоимость жилья и недостаточная доступность для населения улучшения своих жилищных условий.

14. Низкая доступность медицинской помощи, в первую очередь, оказываемой по месту жительства, а также высокотехнологической.

15. Низкий уровень развития системы обращения с отходами производства и потребления на территории Приморского края.

16. Критический дефицит медицинских и педагогических кадров.

17. Низкая краевая и муниципальная бюджетная обеспеченность. Невозможность решения проблем муниципального уровня без существенной краевой и даже федеральной поддержки

(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 04.07.2023 N 457-пп)

Возможности (В)

1. Реализация программы модернизации и развития Восточного полигона железных дорог. Рост пропускной и провозной способности железнодорожных участков, расшивка узких мест на железнодорожной сети Приморского края.

2. Реализация целой группы проектов строительства и модернизации перегрузочных комплексов морских портов.

3. Активизация работы по реализации проектов МТК "Приморье-1" и "Приморье-2".

4. Продолжающаяся газификация Приморского края. Возможность существенного наращивания поставок природного газа.

5. Активизация подготовки целого ряда интеграционных проектов стран Северо-Восточной Азии: энергетических, транспортных, туристических, научных, гуманитарных.

6. Активное участие России в работе организаций и объединений стран Тихоокеанского кольца, а также ШОС, БРИКС, ДСА, СВМДА и других.

7. Развитие процессов примирения Северной и Южной Кореи, снятие санкций с КНДР. Возобновление привлечения северокорейской рабочей силы, возобновление поставок грузов в КНДР. Реализация совместных проектов на территории Северной и Южной Кореи.

Угрозы (У)

1. Ослабление внимания руководства страны к развитию Дальнего Востока и Приморского края.

2. Падение цен или вытеснение России с рынков угля стран АТР. Падение объемов перевалки угля в портах Приморского края.

3. Падение спроса или вытеснение России с рынков других импортируемых странами АТР товаров и услуг

4. Уменьшение федеральной финансовой поддержки.

5. Изменение международной конъюнктуры или действия федерального уровня, приводящие к потере инвестиционной привлекательности Приморского края.

6. Нарастание рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рост негативного антропогенного воздействия на природу.

7. Усиление неблагоприятного изменения климата и его негативного влияния на экономику и социальную сферу.

8. Отсутствие необходимых решений для реализации второго этапа модернизации Восточного полигона железных дорог. Нарастание разрыва между заявленными потребностями грузоотправителей (в т.ч. согласованных с ОАО "РЖД" технических условий) и возможностями железных дорог.

8. Сохраняющаяся потребность стран Северо-Восточной Азии в топливно-энергетических, лесных, рыбных и других ресурсах, агропромышленной продукции.

9. Растущий рост спроса в Китае на экологических чистые пищевые продукты, продукцию органического сельского хозяйства.

10. Активное развитие Северного морского пути. Рост потребности в судах ледового класса, ледокольного флота, конструкциях для работы на шельфе арктических морей.

11. Принятие решения Правительством Российской Федерации о строительстве на территории Приморского края:

a. Приморской АЭС

b. Атомного ледокола "Лидер"

c. Экспортного газопровода из Сахалинской области в Китай и/или Республику Корея

d. Существенного увеличения пропускной и провозной способности железных дорог на территории края

9. Пересмотр схем развития энергетики Дальнего Востока в сторону уменьшения ввода объектов электросетевого хозяйства на территории Приморского края. Не включение в соответствующие схемы и инвестиционные программы дополнительных генерирующих объектов на территории края