Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года (с изменениями на 17 сентября 2024 года)


5.2. Отраслевые комплексы, занимающие ведущие позиции в экономике Приморского края и определяющие его социально-экономическое развитие

5.2.1. Направления развития транспортно-логистического сектора


Транспортный комплекс Приморского края является системообразующей отраслью, его доля в валовой добавленной стоимости региона составляет более 24%. Работу отрасли обеспечивают свыше 8,7 тыс. транспортных предприятий, на которых задействовано более 66,3 тыс. человек, что составляет 6,7% от численности всех работающих в регионе.


Через Приморский край пролегают транзитные торговые пути между Европой и Восточной Азией, между Северо-Восточной Азией и Северной Америкой. Наличие прямого железнодорожного выхода к крупным морским портам Тихоокеанского побережья, а также к сухопутным пограничным переходам Пограничный - Суйфэньхэ, Махалино - Хуньчунь, Хасан - Туманган создает благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок.


Транспортный комплекс Приморского края включает морские порты с общим объемом перевалки грузов в 2017 г. более 120 млн т, железнодорожную и автодорожную сети - самые густые в ДФО, хорошо развитые авиационный и трубопроводный транспорт.


Поэтому главная задача развития транспортно-логистического комплекса - обеспечить синхронизацию ввода промышленных объектов на территории края, строительство портов с развитием железнодорожной, а также энергетической инфраструктуры.


Основным грузом, перемещаемым на территории края, является уголь. В планах развития также намечен ввод значительных дополнительных мощностей по перевалке угля. Поэтому необходимо выдерживать самые жесткие экологические требования к строящимся промышленным и портовым объектам, особенно связанным с перевозкой, хранением и перевалкой угля.


Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба отходит ряд широтных железнодорожных ответвлений: на восток - во внутренние районы края и на запад - к российско-китайской границе.


На протяжении нескольких лет в границах Владивостокского территориального управления железной дороги прослеживается динамика роста объемов перевозок. В 2017 г. к уровню 2016 г. прирост грузооборота составил 9,4%, а с 2011 г. - 26,8%.


Опорную инфраструктуру железнодорожного транспорта Приморского края составляют железнодорожные пути, эксплуатационная длина которых превышает 1560 км (23% от длины всей Дальневосточной железной дороги), из них электрифицированныех - 789 км. Собственная погрузка в Приморском крае в 2017 г. составила 13,2 млн т (27% от погрузки на всей Дальневосточной железной дороге), что на 1,5 млн т больше, чем в 2016 г. Эксплуатационный грузооборот в 2017 г. в Приморском крае составил 65,9 млрд т-км нетто, что на 6,6% больше чем в 2016 г.


В 2017 г. Дальневосточная железная дорога перечислила в бюджет Приморского края 2690 млн рублей, что на 12,1% больше чем в 2016 г.


Важно отметить, что на полигоне Дальневосточной железной дороги загрузка отдельных участков имеет критический уровень. Так, железнодорожные участки Сибирцево - Уссурийск, Уссурийск - Амурский Залив - Находка, Угольная - Уссурийск, Барановский - Хасан, Гродеково - Суйфэньхе имеют загрузку по итогам работы в 2017 г. свыше 85%.


Одним из стратегических направлений развития Приморского края в части транспортно-логистической инфраструктуры является модернизация дорожной сети.


Одна из серьезнейших проблем в крае - это плачевное состояние мостовых сооружений. Ряд мостов уже были восстановлены после чрезвычайной ситуации, произошедшей в 2016 г., однако количество аварийных мостов остается достаточно большим.


Региональная авиация имеет огромную социальную значимость для жителей северных районов Приморского края. Она остается единственным быстрым и надежным способом добраться из маленьких таежных сел до районного центра, соединяет населенные пункты, между которыми недостаточно развита дорожная инфраструктура.


Воздушный транспорт осуществляет перевозки через главный аэропорт края "Владивосток", допущенный к выполнению международных полетов. В 2017 г. он обслужил 2 млн 179 тыс. пассажиров. Это на 18% больше, чем в 2016 г. При этом внутренний пассажиропоток вырос за г. на 8% и составил 1398 тыс. человек. Международный пассажиропоток показал рост на 40% - 781 тысяча человек.