В среднесрочной и долгосрочной перспективе должны быть заложены ориентиры на преодоление различий между муниципальными образованиями в области смертности и здоровья, поддержки семей с детьми, доступа к услугам общественного сектора.
Для дошкольного образования потенциал развития муниципальных образований тесно связан с организацией транспортной сети, поскольку перемещение детей в раннем возрасте крайне ограничено, то для повышения качества дошкольного образования, в первую очередь, необходимо расширять коммуникации и возможности интернета в части дистанционных форм развития дошкольного образования в муниципальных образованиях.
Необходимо развивать программы поддержки молодых матерей, ориентированные на возвращение к трудовой активности. Поскольку подоходный налог является базовым для бюджета муниципальных образований, повышение уровня занятости, приведет к росту доходной части бюджета. Поэтому развитие дошкольного образования является прямым потенциалом для формирования налоговой базы муниципалитета.
Хорошо организованное общественное дошкольное образование выступает и фактором притяжения и возвращения молодежи и молодых семей, в первую очередь в сельские поселения.
В значительной мере потенциал развития муниципальных образований может формироваться за счет развития современной образовательной инфраструктуры, в том числе, сетевой, что снижает зависимость доступности качественного образования от территориальной удаленности от транспортных и экономических центров региона. Рост технологической оснащенности организаций школьного образования будет формировать доступ к современным образовательным ресурсам, в том числе, в рамках увеличения доступа к высокоскоростному Интернету и качественным электронным образовательным сервисам. Инвестиции в средства доставки школьников к местам получения образования ("Школьный автобус") снизит неравенство условий для получения качественного образования.
Учитывая пространственные особенности Приморского края, массовые открытые онлайн-курсы (далее - МООК) могут рассматриваться как актуальная возможность обучения жителей различных муниципальных образований в условиях низкой территориальной доступности образования. Ограничением остается обеспеченность широкополосным Интернетом, но в целом численность пользователей Интернета в Приморье постоянно растет.
Сопоставление ресурсов различных муниципальных образований края показывает, что нехватка тех или иных ресурсов или сложившийся в предшествующий период отраслевой профиль территории не являются непреодолимыми барьерами для экономического роста. В то же время они задают определенные типологические характеристики и социально-экономические рамки для дальнейшего развития.
Потенциал развития муниципальных образований в сфере здравоохранения, прежде всего, связан с решением кадровой проблемы в отдаленных районах Приморского края. Для этого, во-первых, необходимо усилить стимулы для привлечения молодых специалистов - с помощью предоставления служебного жилья, стимулирующих выплат, социальных гарантий семьям врачей. Во-вторых, для оказания медицинских услуг жителям отдаленных территорий могут быть использованы дистанционные методы, связанные с развитием информационных технологий (телемедицины), а также выездные бригады медицинских работников, базирующиеся в центральных районах региона.
Потенциал экономического развития муниципальных образований связан, в первую очередь, с реализацией на их территории крупных инвестиционных проектов, а также деятельностью территорий опережающего социально-экономического развития и СВП.
Подробное описание потенциала развития по каждому из муниципальных образований Приморского края приведено в плане мероприятий по реализации Стратегии.