На сегодняшний день одними из наиболее актуальных задач государственной политики являются совершенствование государственного и муниципального управления и обеспечение кардинального повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Сложившаяся практика показывает, что несмотря на то, что сроки и порядок предоставления государственных и муниципальных услуг устанавливаются административными регламентами, данный правовой инструмент не всегда позволяет решить рассматриваемую проблему. Так, в большинстве случаев принятие административных регламентов носит условный характер и приводит лишь к формализации сложившейся практики предоставления государственных и муниципальных услуг, а следовательно, не предусматривает оптимизацию и повышение качества существующих административных процедур.
Между тем административными регламентами необходимо закреплять такой порядок оказания конкретной услуги, который в наибольшей степени отвечает интересам заявителей.
Отдельной проблемой является недостаточно высокий уровень качества предоставления государственных и муниципальных услуг, что связано прежде всего с затруднениями в получении информации о порядке предоставления услуг, несоблюдением стандартов обслуживания заявителей в местах предоставления услуг (в том числе заявителей с ограниченными физическими возможностями), наличием очередей при сдаче и получении документов, нарушением сроков предоставления услуг, сложностью прохождения всех процедур, сложностью заполнения необходимых документов для получения услуги, многократным представлением в разные органы власти одних и тех же документов в процессе получения услуги. Указанные обстоятельства, а также ряд иных факторов обуславливают необходимость обращения получателей услуг к посредникам и, как следствие, увеличение материальных затрат заявителя на получение государственных и муниципальных услуг.
Решение задач повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращения затрат, которые несет заявитель, требует выполнения целого комплекса мероприятий.
В рамках Государственной программы для решения обозначенных задач необходимо предпринять следующие меры:
последовательное продолжение оптимизации порядка предоставления государственных и муниципальных услуг посредством совершенствования нормативной и методологической базы;
организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по принципу "одного окна";
развитие филиальной сети МФЦ, обеспечивающей доступ заявителей к получению государственных и муниципальных услуг по месту их пребывания;
развитие системы мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
обеспечение перехода от оптимизации и регламентации отдельных государственных и муниципальных услуг к оптимизации и регламентации комплексных сервисов "по жизненным ситуациям".
Основным риском реализации Государственной программы является ее недостаточное финансирование за счет средств областного бюджета, обусловленное инфляционными процессами.
Вместе с тем при реализации комплекса мероприятий по оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе МФЦ, предусматривается формирование централизованных механизмов их координации, а также системы показателей (индикаторов) Государственной программы, что должно обеспечить контроль за реализацией мероприятий, а также свести риск наступления негативных последствий реализации Государственной программы к минимуму.