1.7. Экологическое образование и воспитание
В настоящее время в решении проблем ресурсосбережения, предотвращении негативных экологических последствий недальновидной хозяйственной деятельности, масштабных экологических аварий и катастроф ведущую роль играет не техногенный, а личностный фактор. Фактически, речь идет о зарождении в культуре современного человечества культуры экологического мышления. Поэтому экологическое образование становится важнейшим фактором в решении экологических проблем и формировании экологического сознания населения. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития требует высокой экологической культуры граждан, достигаемой в процессе непрерывного экологического образования и просвещения.
Устойчивое развитие Республики не может быть достигнуто без формирования нового общественного экологического сознания, которое обеспечивало бы приоритетность экологической безопасности при решении социально-экономических проблем общества. Формирование подобного отношения к окружающей среде связано с воспитанием экологической культуры и экологического сознания общества и каждого его члена, с использованием экологических критериев при принятии любых решений, сопряженных с вмешательством в природу и основанных на полной осведомленности об экологической обстановке в Республике Крым.
Экологическая культура, как часть общей культуры, предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционно-нравственной основе.
Прогноз развития на перспективу. Если в настоящее время не начать широкое проведение мероприятий по экологическому образованию, просвещению и воспитанию населения, в будущем это приведет к увеличению количества экологических катастроф, произошедших по вине человека. Необходимо с самого раннего возраста воспитывать уважение к природе и ответственное отношение к ней. Основная задача состоит в том, чтобы воспитать у будущего поколения созидательное, а не потребительское отношение к окружающей среде и природным богатствам. В противном случае потребительское отношение к природе может привести к необратимым экологическим последствиям.