ЗАКОН

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 27 декабря 2018 года N 117-ГД


О правовом просвещении граждан на территории Самарской области



Принят
Самарской Губернской Думой
25 декабря 2018 года


Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон определяет основные цели, задачи, способы правового просвещения граждан, формы совершенствования деятельности в сфере правового просвещения граждан, а также полномочия органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, организаций, подведомственных органам исполнительной власти Самарской области, в сфере правового просвещения граждан на территории Самарской области.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:


1) правовое просвещение граждан - целенаправленная и систематическая деятельность органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, организаций, подведомственных органам исполнительной власти Самарской области, а также заинтересованных физических и юридических лиц по формированию и повышению уровня правового сознания, правовой культуры и правовой грамотности граждан;


2) субъекты правового просвещения граждан - органы государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области, организации, подведомственные органам исполнительной власти Самарской области, осуществляющие правовое просвещение граждан;


3) система правового просвещения граждан - совокупность субъектов правового просвещения граждан, используемых ими способов правового просвещения граждан, а также проводимых в целях правового просвещения граждан мероприятий.


Статья 3. Основные принципы просвещения граждан


Правовое просвещение граждан основывается на следующих принципах:


1) принцип плановости - систематизированное, всестороннее и детализированное планирование деятельности субъектов правового просвещения граждан, а также своевременная корректировка планов в сфере правового просвещения граждан;


2) принцип последовательности - поэтапное, планомерное формирование системы правового просвещения граждан, постепенное включение в нее новых элементов;


3) принцип дифференцированности - разнообразие подходов к организации и проведению мероприятий по правовому просвещению граждан по отношению к различным категориям населения, возрастным и профессиональным группам, а также учет специфики интересов и потребностей определенных категорий населения;


4) принцип всеобщности - распространение правового просвещения граждан на все социальные группы населения, осуществление соответствующих мероприятий по правовому просвещению в отношении максимального количества граждан;


5) принцип своевременности - оперативное информирование граждан об изменениях, внесенных в действующее законодательство, в рамках мероприятий по правовому просвещению с учетом актуальности таких изменений, а также разъяснение их значения.


Статья 4. Основные цели и задачи правового просвещения граждан


1. Основной целью правового просвещения граждан является повышение уровня правового сознания, правовой культуры и правовой грамотности граждан.


2. Задачами правового просвещения граждан являются:


1) профилактика правонарушений и преступлений;


2) создание условий, обеспечивающих развитие правовой культуры и правового сознания граждан и повышение правовой грамотности граждан;


3) содействие гражданам в реализации их прав, свобод и законных интересов, а также в защите их прав, свобод и законных интересов;


4) содействие пониманию гражданами своих обязанностей, их добросовестному исполнению;


5) разъяснение гражданам положений действующих нормативных правовых актов, необходимости соблюдения ими правовых норм, а также уважения прав, свобод и законных интересов других лиц;


6) расширение доступа граждан к правовой информации, особенно социально незащищенных групп населения и жителей сельской местности;


7) обеспечение взаимодействия органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, организаций, подведомственных органам исполнительной власти Самарской области, с общественными объединениями в сфере правового просвещения граждан.


Статья 5. Полномочия субъектов правового просвещения граждан в сфере правового просвещения граждан


1. Самарская Губернская Дума в пределах своей компетенции:


1) принимает законы Самарской области и постановления Самарской Губернской Думы в сфере правового просвещения граждан;


2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Самарской области в сфере правового просвещения граждан;


3) утверждает и контролирует исполнение областного бюджета в части расходов на правовое просвещение граждан;


4) осуществляет иные полномочия в сфере правового просвещения граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области.


2. Губернатор Самарской области в пределах своей компетенции:


1) издает постановления Губернатора Самарской области в сфере правового просвещения граждан;


2) осуществляет иные полномочия в сфере правового просвещения граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области.


3. Правительство Самарской области в пределах своей компетенции:


1) принимает постановления Правительства Самарской области в сфере правового просвещения граждан;


2) разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в сфере правового просвещения граждан на территории Самарской области;


3) утверждает комплекс мероприятий в сфере правового просвещения граждан;


4) обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти Самарской области в сфере правового просвещения граждан;


5) создает совещательные, координационные органы в сфере правового просвещения граждан;


6) осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти Самарской области в сфере правового просвещения граждан;


7) осуществляет иные полномочия в сфере правового просвещения граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области.


4. Органы исполнительной власти Самарской области принимают меры по реализации государственной политики в сфере правового просвещения граждан и проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области мониторинг деятельности подведомственных организаций.


5. Организации, подведомственные органам исполнительной власти Самарской области, в пределах своей компетенции:


1) вносят в органы исполнительной власти Самарской области предложения по развитию и реализации государственной политики в сфере правового просвещения граждан на территории Самарской области;


2) осуществляют иные полномочия в сфере правового просвещения граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области.


Статья 6. Участие физических и юридических лиц в правовом просвещении граждан


1. Органы исполнительной власти Самарской области и организации, подведомственные органам исполнительной власти Самарской области, рассматривают предложения по развитию и реализации государственной политики в сфере правового просвещения граждан на территории Самарской области, вносимые физическими и юридическими лицами, добровольно осуществляющими правовое просвещение граждан.


2. В случае если органы исполнительной власти Самарской области и организации, подведомственные органам исполнительной власти Самарской области, одобряют указанные в части 1 настоящей статьи предложения, то они впоследствии учитывают их и принимают не позднее чем через шесть месяцев со дня такого одобрения меры по развитию и реализации государственной политики в сфере правового просвещения граждан на территории Самарской области путем разработки и принятия нормативных правовых актов, организационных и иных мер реагирования.


3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, органы исполнительной власти Самарской области и организации, подведомственные органам исполнительной власти Самарской области, разрабатывают соответствующие меры с обязательным участием физического лица, представителя юридического лица, осуществляющего правовое просвещение граждан, направившего предложение.


Статья 7. Способы правового просвещения граждан


Правовое просвещение граждан может осуществляться субъектами правового просвещения граждан в пределах их компетенции следующими способами:


1) организация и проведение конференций, семинаров, лекций, выставок и иных мероприятий, направленных на развитие правовой культуры и правового сознания граждан, а также повышение правовой грамотности граждан на территории Самарской области;


2) размещение материалов по правовому просвещению граждан на официальных сайтах органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области, организаций, подведомственных органам исполнительной власти Самарской области, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;


3) подготовка и распространение информационно-разъяснительных и методических материалов, направленных на правовое просвещение граждан на территории Самарской области;


4) размещение в средствах массовой информации материалов с разъяснением законодательства и практики правоприменения, а также иных направленных на правовое просвещение граждан материалов;


5) размещение информационных стендов и (или) других технических средств аналогичного назначения для ознакомления граждан с информацией, направленной на правовое просвещение граждан на территории Самарской области;


6) другими способами, не противоречащими действующему законодательству Российской Федерации и Самарской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»