Экологический потенциал лесов базируется на их средообразующей роли, защитных свойствах и компенсационных возможностях при техногенных, рекреационных и других нагрузках. Общеизвестна стабилизирующая роль лесных насаждений в системе экологически сбалансированного сельскохозяйственного производства через регулирование водного и воздушного режимов, предотвращение эрозии, улучшение микроклиматических условий, создание комфортных условий для жизни населения, повышение эстетических и санитарно-гигиенических свойств агроландшафтов. Одним из важных показателей экологической продуктивности лесов является их способность к депонированию углерода.
Так, Республика Бурятия находится Восточно-Сибирском таежном мерзлотном, Алтае-Саянском горно-таежном, Байкальском горном лесном, Забайкальском горно-мерзлотном районах, что характеризует крутизну склона. Для территории Республики Бурятия характерен резко континентальный климат с большими годовыми и суточными колебаниями температуры воздуха и с неравномерными распределением атмосферных осадков по сезонам года.
При заполнении показателей, указанных в приложении 20, руководствовались Национальным докладом о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990 - 2016 гг., распоряжением Минприроды России от 30.06.2017 N 20-р "Об утверждении методических указаний по количественному определению объема поглощения парниковых газов".
Оценка углеродного баланса выполнена на основе данных учета лесного фонда (формы 1 и 2 ГЛР) на 01.01.2009 и 01.01.2018 с использованием методики, используемой Росгидрометом (Замолодчиков, Коровин, Гитарский, 2007), реализованной для регионального уровня в компьютерной программе РОБУЛ (Замолодчиков, 2012). Согласно данной методике основными составляющими углеродного регулирования лесов являются нетто-поглощение, потери, и бюджет углерода. Учтенными причинами существенных потерь на территории республики за оцениваемые периоды являются деструктивные лесные пожары и сплошные рубки. Полученные оценки потерь с учетом имеющихся данных Росгидромета за 2013 и 2016 гг. свидетельствуют об их устойчивом линейном снижении (на 20%) в период действия предыдущего лесного плана и замедлении этого процесса на прогнозируемый период.
Водоохранная роль лесов выражается в общем влиянии на водный баланс через транспирацию и физическое испарение с крон и предотвращении поверхностного стока, от которого зависит водный режим почв и качество воды в многочисленных озерах и реках республики.
Интенсивность транспирации непосредственно зависит от породного состава насаждений и текущего прироста, который определяется условиями местопроизрастания и возрастом. Оценке этих зависимостей посвящены многочисленные работы классиков отечественной лесной гидрологии (Высоцкий, 1960; Молчанов, 1960; Рахманов, 1984). В последней работе приведены зависимости годовой транспирации и испарения с крон от преобладающей породы, возраста, класса бонитета и полноты насаждений, которые были использованы для оценки соответствующих показателей лесов, функции которых непосредственно ориентированы на охрану водных объектов - запретных и нерестоохранных полос и водоохранных лесов.
Суммарная оценка водорегулирования, выражаемая в миллиметрах испаренных осадков, складывается из физиологической транспирации и физического испарения с крон. При оценке приведенных в приложении 20 результатов выполненных расчетов водорегулирующей роли лесных насаждений необходимо иметь в виду постоянное увеличение покрытой лесом площади.
Предотвращение поверхностного стока оценивается для лесов, функции которых непосредственно ориентированы на охрану водных объектов и могут непосредственно влиять на качество воды, поступающей с суши в реки и озера. Основными факторами, определяющими долю поверхностного стока являются породный состав и возраст насаждений, которые на протяжении планового периода в данной категории лесов остаются практически неизменными в связи с отсутствие проведения сплошных рубок. Поэтому в качестве основы для расчета объема предотвращенного стока использованы показатели изменения стока в результате рубки спелых насаждений (Карпечко, 2016) составляющие для сосняков, ельников и березняков 159, 187 и 254 мм соответственно. С целью учета возрастной динамики использованы понижающие коэффициенты для насаждений III - IV класса бонитета (Лебедев, Неклюдов, 2012) составляющие по сравнению со спелыми древостоями от 0,15 до 0,93 в диапазоне от молодняков I класса возраста до приспевающих насаждений. Результаты выполненных расчетов в приложение 20 свидетельствуют об увеличении величины предотвращения стока в среднем на 15 мм за ревизионный период.
Защитная роль лесов для берегов рек и морей может быть выражена в площади лесов, для которых она является основной целевой функцией. При этом анализ данных ГЛР показал несущественное уменьшение площади лесов, расположенных в водоохранных зонах, непосредственно примыкающих к берегам водных объектов. Имеется в виду перевод лесов, расположенных в водоохранных зонах в границах лесного фонда в земли особо охраняемых территорий, причем функция лесов остается неизменной. Поэтому охарактеризовать защищенность берегов площадью только одной какой-то категории водоохранных лесов невозможно. С учетом наличия большого количества водных объектов и важности обеспечения их защиты в качестве оценочного показателя принята суммарная площадь всех лесов, связанных с защитой водных объектов. На период до 2028 года в связи с уточнениями реализации положений Водного кодекса прогнозируется рост в размере 4%.
Санитарно-гигиенические функции лесов республики в наиболее значимом объеме реализуются лесами на территориях с наибольшей концентрацией населения, т.е. вокруг городов.
Оценки поглощения промышленных выбросов и пыли актуальны преимущественно для городских лесов, расположенных непосредственно на территории проживания населения. В связи с отсутствием информации об этих лесах данные расчеты не проводились.
Оценка экологического потенциала средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов указывается по форме, содержащейся в приложении 20 к настоящему Лесному плану Республики Бурятия.