Крайне важным представляется создание эффективной системы мониторинга и контроля за исполнением лесного законодательства Российской Федерации.
Контроль за соблюдением лесного законодательства Российской Федерации в Республике Бурятия осуществляется в соответствии с федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 N 13 "Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства" функции по федеральному государственному лесному контролю (надзору), лесной охране в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий возложены на Республиканское агентство лесного хозяйства.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 04.05.2007 N 302-р установлен перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесную охрану на территории Республики Бурятия. Штатная численность государственных лесных инспекторов составляет 378 человек. Основными видами контрольно-надзорных мероприятий, проводимых должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной контроль (надзор), лесную охрану являются проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и проведение патрулирований на землях лесного фонда, за исключением земель обороны и безопасности, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Планы проведения проверок, информация о контрольно-надзорной деятельности размещается на официальном сайте Республиканского агентства лесного хозяйства http://egov-buryatia.ru/ralh/, а также на сайте ЕРКНМ прокуратуры России.
Проведение плановых проверок осуществляется на основе разрабатываемых ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При отборе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проверки, в отношении которых должны включаться в ежегодные планы проведения плановых проверок, принимаются во внимание такие критерии, как результаты проведенных за последние три года внеплановых проверок, состояние соблюдения обязательных требований, наличие нарушений, их тяжесть и причиненный ущерб.
Для этого планируется усилить взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в целях обмена имеющейся информацией по результатам проверок. Кроме результатов проверок и наличия административных правонарушений, состояние соблюдения обязательных требований планируется анализировать на основе обращений граждан, информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, публикаций средств массовой информации.
При организации проверок необходимо определить организацию и проведение совместных проверок с другими органами государственного контроля (надзора).
В рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории, состоявшегося 4 августа 2017 года в Республике Бурятия, одним из приоритетных направлений деятельности Агентства в рамках охраны леса и экологического развития Байкальской природной территории являются организация и функционирование института общественных инспекторов по охране окружающей среды, организация школьных лесничеств, более плотное взаимодействие с общественными казачьими объединениями при осуществлении мероприятий по охране лесов.
Вся работа по выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства основана на взаимодействии заинтересованных ведомств. Совместная работа Республиканского агентства лесного хозяйства проводится в соответствии с заключенными Соглашениями с МВД по Республике Бурятия, Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой, Государственной лесной службой Забайкальского края, Управлением Федеральной службы судебных приставов РФ по Республике Бурятия, Управлением Россельхознадзора по Республике Бурятия, МЧС России по Республике Бурятия.
Взаимодействие сторон в рамках соглашения с МВД по Республике Бурятия осуществляется в следующих основных формах:
1) разработка плана совместных контрольных и иных мероприятий по выявлению и предупреждению нарушений лесного законодательства;
2) проведение совместных совещаний сторон об административной практике в области нарушений лесного законодательства, а также по вопросам взаимодействия и рассмотрения проблемных вопросов;