Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Алтай "Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Республики Алтай от 13 сентября 2017 года N 228 (Сборник законодательства Республики Алтай, 2017, N 147(153), N 150(156); 2018, N 152(158), N 154(160), N 156(162); официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2018, 24 сентября).
Исполняющий обязанности
Главы Республики Алтай,
Председателя Правительства
Республики Алтай
Н.М.ЕКЕЕВА
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УЛУЧШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
1. В разделе I "Паспорт государственной программы Республики Алтай":
а) позицию "Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа" изложить в следующей редакции:
"Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа | Совершенствование государственных механизмов управления экономикой, экологией и социальной сферой Республики Алтай"; |
б) позицию "Ресурсное обеспечение программы" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение программы | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы - 7107894,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 1035778,2 тыс. руб.; 2019 г. 1038168,7 тыс. руб.; 2020 г. - 1371712,8 тыс. руб.; 2021 г. - 1369895,2 тыс. руб.; 2022 г. - 1146144,9 тыс. руб.; 2023 г. - 1146194,9 тыс. руб.; средств республиканского бюджета Республики Алтай - 1507142,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 223923,1 тыс. руб.; 2019 г. 141607,3 тыс. руб.; 2020 г. - 318859,7 тыс. руб.; 2021 г. - 281710,9 тыс. руб.; 2022 г. - 270520,9 тыс. руб.; 2023 г. - 270520,9 тыс. руб.; федеральных средств (справочно) - 3285015,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 432533,0 тыс. руб.; 2019 г. - 508334,2 тыс. руб.; 2020 г. - 644493,7 тыс. руб.; 2021 г. - 708291,7 тыс. руб.; 2022 г. - 495681,4 тыс. руб.; 2023 г. - 495681,4 тыс. руб.; средств местных бюджетов (справочно) - 59277,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 3245,7 тыс. руб.; 2019 г. - 12150,8 тыс. руб.; 2020 г. - 32282,9 тыс. руб.; 2021 г. - 3816,2 тыс. руб.; 2022 г. - 3816,2 тыс. руб.; 2023 г. - 3816,2 тыс. руб.; иных источников (справочно) - 2256458,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2019 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2020 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2021 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2022 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2023 г. - 376076,4 тыс. руб.". |
2. В подразделе "Улучшение качества окружающей среды" раздела II "Характеристика сферы реализации государственной программы" изложить в новой редакции:
"В условиях роста экономики и необходимости решения задач по улучшению демографической ситуации в стране проблемы качества окружающей среды приобретают особое значение. Известно, что Республика Алтай располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом и относится к небольшому числу регионов России, относительно слабо затронутых хозяйственной деятельностью. Антропогенные изменения экосистем республики, как правило, незначительные, а экологическое состояние окружающей среды в целом благоприятное.
Тем не менее, экологическая ситуация в ряде населенных пунктов Республики Алтай, включая г. Горно-Алтайск, является малоблагоприятной, а уровень загрязнения объектов окружающей среды повышенным. Так, в районах многолетней деятельности промышленных, перерабатывающих, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных предприятий, а также в районах размещения токсичных отходов, хранения и применения пестицидов, падения фрагментов ракетоносителей, развития водно-эрозионных и других негативных экзогенных геологических процессов, сложилась экологическая обстановка, малоблагоприятная и неблагоприятная для проживания населения.
В последние годы заметно усилилось негативное воздействие предприятий промышленности, транспорта, туриндустрии, сельского и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай на окружающую среду, состояние здоровья и качество жизни населения. В частности, наметились отчетливые тенденции увеличения антропогенной нагрузки на различные виды природных ресурсов и объекты окружающей среды, сопровождаемой ухудшением их экологического состояния и негативным воздействием на здоровье населения. Подобная ситуация препятствует реализации приоритетных направлений экологически устойчивого социально-экономического развития Республики Алтай на перспективу.
На невысоком уровне находится информационное обеспечение природоохранной деятельности и экологическое просвещение населения. В недостаточной мере проводится изучение и мониторинг экологических последствий влияния разнообразных региональных и локальных факторов загрязнения территории Республики Алтай.
В деле сохранения окружающей среды, животного и растительного мира посильную лепту вносят особо охраняемые природные территории. К особо охраняемым природным территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, оздоровительное, рекреационное и иное значение. В настоящее время в Республике Алтай имеется два государственных заповедника - Алтайский и Катунский; биологические заказники - Сумультинский и Шавлинский. Кроме того, имеется Дирекция "Особо охраняемых природных территорий", которая включает природные парки "Зона покоя Укок", "Белуха", "Уч-Энмек", "Ак Чолушпа", природный рекреационный комплекс "Кадрин", национальный парк "Сайлюгемский", более сотни памятников природы, из которых 43 республиканского значения.
По состоянию на 1 января 2017 года площадь всех особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Алтай занимает 24,71 тыс. кв. км (26,68% общей площади республики), в том числе площадь государственных заповедников составляет 1024,6 тыс. га (11%). По этому показателю Республика Алтай занимает одно из первых мест в Российской Федерации, сохраняя свое лидерство с 2012 года.
Имеются и проблемы в сфере охраны и использования объектов животного мира Республики Алтай, основными из которых являются: небольшое снижение численности объектов животного мира вследствие увеличения незаконной охоты и суровых климатических условий в зимнее время, а также слабое оснащение государственного органа, занимающего охраной объектов животного мира, низкая численность инспекторского состава.
В настоящее время очень слабая материально-техническая база охотничьего хозяйства в целом, охрана объектов животного мира и среды их обитания осуществляется на невысоком уровне. Показатели плотности заселения биотопов некоторыми видами охотничьих ресурсов ниже минимального уровня, рекомендуемого специалистами для проведения охоты.
Для решения проблем в области охраны и воспроизводства объектов животного мира и рационального использования объектов животного мира Республики Алтай, сохранения численности объектов животного мира на стабильно высоком уровне и среды их обитания необходимо:
увеличить численность инспекторского состава;
оснащение государственных инспекторов техников повышенной проходимости;
обеспечение лиц, уполномоченных на охрану животного мира спецсвязью;
создание системы природоохранных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия объектов животного мира, так и на сохранение естественных мест обитания и ресурсной базы дикой охотничьей фауны;
усиление и переход всей базы охотничьего хозяйства в целом, на более современное оснащение.
Республика Алтай является динамично развивающимся регионом России. Развитие туристического бизнеса, увеличение потоков туристов сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.
Несмотря на то, что Республика Алтай по итогам 2016 года в итоговом экологическом рейтинге субъектов Российской Федерации вошла в тройку лучших, заняв почетное второе место, в регионе сохраняется напряженная экологическая обстановка. Тем не менее, экологическая ситуация в ряде населенных пунктов Республики Алтай, включая г. Горно-Алтайск, является малоблагоприятной, а уровень загрязнения объектов окружающей среды повышенным. Так, в районах многолетней деятельности промышленных, перерабатывающих, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных предприятий, а также в районах размещения токсичных отходов, хранения и применения пестицидов, падения фрагментов ракетоносителей, развития водно-эрозионных и других негативных экзогенных геологических процессов сложилась экологическая обстановка, малоблагоприятная и неблагоприятная для проживания населения.
В последние годы заметно усилилось негативное воздействие предприятий промышленности, транспорта, туриндустрии, сельского и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай на окружающую среду, состояние здоровья и качество жизни населения.
На невысоком уровне находится информационное обеспечение природоохранной деятельности и экологическое просвещение населения. В недостаточной мере проводится изучение и мониторинг экологических последствий влияния разнообразных региональных и локальных факторов загрязнения территории Республики Алтай. Требуют своего решения проблемы, связанные с экологической реабилитацией земель, загрязненных пестицидами, ртутьсодержащими и другими токсичными отходами.
Одной из наиболее острых экологических проблем в Республике Алтай в настоящее время является проблема сбора, размещения и утилизации отходов производства и потребления, в отдельных случаях представляющих реальную угрозу здоровью населения. Ситуация в данной сфере продолжает оставаться неудовлетворительной. На территории Республики Алтай имеется около 270 объектов размещения отходов (полигоны, свалки, поля фильтрации) общей площадью более 300 га. Треть от всех объектов составляют несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся вблизи и в пределах населенных пунктов. Образуется большое количество отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, при недостаточном количестве объектов размещения отходов, особенно полигонов твердых коммунальных отходов, и низком уровне переработки и использования отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей.
На сегодняшний день из общего количества образовавшихся твердых коммунальных отходов, а это 80 тыс. тонн в год, только 5% из этого количества отходов извлекается в виде вторичного сырья.
Приоритетным направлением государственной политики в области обращения с твердыми коммунальными отходами является сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования. Источниками образования твердых коммунальных отходов являются в большинстве случаев площадки для сбора отходов. Сокращение образования отходов и снижение класса опасности на площадке для сбора твердых коммунальных отходов может быть достигнуто только за счет раздельного сбора отходов. Раздельный сбор позволяет уже на стадии приема отходов от населения выделить вторичное сырье - а значит, сократить образование отходов. Также раздельный сбор является наиболее доступным способом уменьшения объема образующихся опасных отходов и снижения классов опасности отходов.
В Республике Алтай полностью отсутствует или существует низкий уровень полезного обращения с отходами, в том числе переработки отходов различных отраслей экономики и жизнедеятельности населения республики. Нерациональное и расточительное использование природных ресурсов.
Выявленные недостатки особенно остро проявляются в отдаленных малонаселенных пунктах и, в особенности, в северных населенных пунктах, для которых характерны следующие проблемы:
из-за малой заселенности отходы образуются в небольших количествах, поэтому применительно к ним квалифицированные способы сбора, переработки и захоронения зачастую нерентабельны;
низкая степень хозяйственной освоенности и недостаточное развитие всех видов инфраструктуры;
удорожание хозяйственной деятельности, рост топливо- и энергопотребления и увеличение трудозатрат;
высокая уязвимость северных экосистем, налагающая строгие ограничения на хозяйственную деятельность.".
3. В разделе IV "Сведения о подпрограммах государственной программы":
1) в подразделе 1 "Подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности":
а) позицию "Задачи подпрограммы" паспорта подпрограммы государственной программы Республики Алтай изложить в следующей редакции:
"Задачи программы | Обеспечение экологической безопасности граждан и сохранение природных систем; улучшение экологической обстановки за счет снижения негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления; сохранение среды и ее рекреационного потенциала на территории природных парков; рациональное использование и сохранение охотничьих ресурсов; уменьшение негативного воздействия на окружающую среду за счет ликвидации ранее накопленного экологического ущерба на территории Акташского горно-металлургического предприятия в Республике Алтай: снижение площади земель, подверженных негативному влиянию объектов накопленного вреда, в Республике Алтай на 200 га, улучшение качества жизни населения в количестве 4200 человек"; |
б) позицию "Ресурсное обеспечение подпрограммы" паспорта подпрограммы государственной программы Республики Алтай изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение подпрограммы | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы - 636864,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 56453,9 тыс. руб.; 2019 г. - 28314,9 тыс. руб.; 2020 г. - 249156,3 тыс. руб.; 2021 г. - 250180,0 тыс. руб.; 2022 г. - 26379,7 тыс. руб.; 2023 г. - 26379,7 тыс. руб.; средств республиканского бюджета Республики Алтай - 195757,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2018 г. - 54949,7 тыс. руб.; 2019 г. - 25457,8 тыс. руб.; 2020 г. - 34447,0 тыс. руб.; 2021 г. - 34427,6 тыс. руб.; 2022 г. - 23237,6 тыс. руб.; 2023 г. - 23237,6 тыс. руб.; федеральных средств (справочно) - 441107,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 1504,2 тыс. руб.; 2019 г. - 2857,1 тыс. руб.; 2020 г. - 214709,3 тыс. руб.; 2021 г. - 215752,4 тыс. руб.; 2022 г. - 3142,1 тыс. руб.; 2023 г. - 3142,1 тыс. руб."; |
2) в подразделе 2 "Подпрограмма "Развитие лесного хозяйства" позицию "Ресурсное обеспечение подпрограммы" паспорта подпрограммы государственной программы Республики Алтай изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение подпрограммы | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы - 4682499,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 840650,1 тыс. руб.; 2019 г. - 781267,3 тыс. руб.; 2020 г. - 766,741,6 тыс. руб.; 2021 г. - 769975,6 тыс. руб.; 2022 г. - 769975,6 тыс. руб.; 2023 г. - 769975,6 тыс. руб.; средств республиканского бюджета Республики Алтай - 343688,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 112657,1 тыс. руб.; 2019 г. - 46206,2 тыс. руб.; 2020 г. - 46206,2 тыс. руб.; 2021 г. - 46206,2 тыс. руб.; 2022 г. - 46206,2 тыс. руб.; 2023 г. - 46206,2 тыс. руб.; федеральных средств (справочно) - 2098439,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 351916,6 тыс. руб.; 2019 г. - 358984,7 тыс. руб.; 2020 г. - 344459,0 тыс. руб.; 2021 г. - 347693,0 тыс. руб.; 2022 г. - 347693,0 тыс. руб.; 2023 г. - 347693,0 тыс. руб.; иных источников (справочно) - 2256458,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2019 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2020 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2021 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2022 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2023 г. - 376076,4 тыс. руб."; |
3) в подразделе 3 "Подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса":
а) позицию "Ресурсное обеспечение подпрограммы" паспорта подпрограммы государственной программы Республики Алтай изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение подпрограммы | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы - 1331030,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 81841,7 тыс. руб.; 2019 г. - 139203,5 тыс. руб.; 2020 г. - 276964,9 тыс. руб.; 2021 г. - 277673,5 тыс. руб.; 2022 г. - 277673,5 тыс. руб.; 2023 г. - 277673,5 тыс. руб.; средств республиканского бюджета Республики Алтай - 772679,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 9360,2 тыс. руб.; 2019 г. - 30979,5 тыс. руб.; 2020 г. - 211056,5 тыс. руб.; 2021 г. - 173761,0 тыс. руб.; 2022 г. - 173761,0 тыс. руб.; 2023 г. - 173761,0 тыс. руб.; федеральных средств (справочно) - 529894,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 70025,2 тыс. руб.; 2019 г. - 106179,5 тыс. руб.; 2020 г. - 43781,8 тыс. руб.; 2021 г. - 103302,6 тыс. руб.; 2022 г. - 103302,6 тыс. руб.; 2023 г. - 103302,6 тыс. руб.; средств местных бюджетов (справочно) - 28457,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 г. - 2456,3 тыс. руб.; 2019 г. - 2044,5 тыс. руб.; 2020 г. - 22126,6 тыс. руб.; 2021 г. - 609,9 тыс. руб.; 2022 г. - 609,9 тыс. руб.; 2023 г. - 609,9 тыс. руб."; |