Для реализации целей и задач Концепции необходимо использовать различные формы просветительской деятельности:
разработку и реализацию просветительских программ и проектов;
организацию и проведение различных просветительских мероприятий как самостоятельно организованных, так и включенных в структуру просветительских программ и проектов.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
целенаправленность (ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности);
эффективность (возможность получения социальных эффектов посредством реализации программы);
адресность (учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
достоверность предлагаемых для освоения сведений;
доступность (учет возможностей аудитории к восприятию и освоению сообщаемых знаний и сведений);
научность (соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки, экономики);
учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
учет региональных и местных особенностей территории, где предполагается реализовать программу.