Действующий

Об утверждении программы Магаданской области "Обеспечение защиты прав потребителей Магаданской области на 2019-2021 годы"


I. Характеристика текущего состояния сферы реализации программы и прогноз развития на перспективу


В соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей в Магаданской области осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление).


В 2017 году Управлением рассмотрено 278 обращений граждан по защите прав потребителей.


Наибольшее количество обращений в сфере услуг приходится на розничную торговлю - до 32% (89 обращений), жилищно-коммунальные услуги - до 23% (64 обращения), услуги связи - до 9,7% (27 обращений), финансовые услуги - до 8,3% (23 обращения).


Сохраняется тенденция к увеличению числа обращений в Управление по нарушению прав потребителей в сфере транспортных - до 4% (11 обращений) и до 3,6% медицинских услуг (10 обращений) от общего количества рассматриваемых обращений.


Управлением в 2017 году проведено 151 мероприятие по соблюдению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (в 2016 году - 177 проверок, 2015 году - 358 проверок). Из общего количества проведенных проверок в области защиты прав потребителей основной удельный вес составили внеплановые проверки - 86% (130 проверок), в 2016 году - 74% (131 проверка), в 2015 году - 47% (167 проверок). Удельный вес плановых мероприятий по контролю (надзору) составил 14% или 21 проверка (в 2016 году - 26% или 46 проверок, 2015 году - 53% или 191 проверка). Количество плановых проверок в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось в 2,2 раза.


В Магаданской области информационно-просветительскую работу и консультирование потребителей проводит консультационный центр ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области" (далее - Центр) и консультационные пункты в филиалах ФБУЗ в районах Магаданской области.


В 2017 году Центром и его филиалами рассмотрено 767 обращений граждан, из них 81 обращение - на личном приеме, 653 - по телефону, 33 - через средства электронной связи.


В структуре обращений граждан самые распространенные жалобы связаны с предоставлением услуг в сфере розничной торговли непродовольственными товарами (26,5%), жилищно-коммунального хозяйства (16,5%), качеством бытовых услуг (11,2%), услуг бытового обслуживания (11,2%), транспортных услуг (8,1%), медицинских услуг (5,5%), услуг связи (3,8%).


В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" на муниципальном уровне органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать по вопросам защиты их прав, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).


Однако в городских округах Магаданской области самостоятельные подразделения в структуре органов местного самоуправления отсутствуют, что негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных производителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.


Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан. На территории Магаданской области зарегистрировано три общественные организации по защите прав потребителей, в том числе общественная организация "Магаданская областная общественная организация защиты прав потребителей", общественная организация "Цивилист", региональная общественная организация "Магаданское общество защиты прав потребителей". Организациями оказывается квалифицированная консультационная помощь, а также помощь потребителям в подготовке заявлений и претензий к нарушителям прав потребителей.


Основными причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав; производство и реализация товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.


Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, приоритетным направлением программы является применение мер, направленных на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты, т.е. получение квалифицированной информационной и консультативной правовой поддержки, предусматривающей оказание населению бесплатных консультационных услуг, проведение обучающих семинаров, разработку и распространение информационно-справочных материалов.


Важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых подходов и взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Магаданской области, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных организаций в области обеспечения прав потребителей.