В соответствии со статьей 42.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктом 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. N Пр-1004ГС Правительство Магаданской области постановляет:
1. Утвердить программу Магаданской области "Обеспечение защиты прав потребителей Магаданской области на 2019-2021 годы".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2019 года.
Губернатор
Магаданской области
С.НОСОВ
ПРОГРАММА МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2019-2021 ГОДЫ"
Наименование программы | программа Магаданской области "Обеспечение защиты прав потребителей Магаданской области на 2019-2021 годы" (далее - программа) |
Цели программы | создание в Магаданской области условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, а также повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей |
Задачи программы | - совершенствование механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения прав потребителей в Магаданской области; - информационное обеспечение потребителей, просвещение и популяризация вопросов, связанных с обеспечением прав потребителей в Магаданской области; - повышение уровня финансовой и правовой грамотности физических лиц, преимущественно наиболее уязвимых категорий граждан; - повышение уровня правовой грамотности лиц, имеющих намерения осуществлять предпринимательскую деятельность на территории региона, в области защиты прав потребителей, с целью оказания возмездных услуг (работ), продажи товаров, отвечающих обязательным требованиям в области законодательства о защите прав потребителей; - повышение доступности консультационной помощи разной направленности, в том числе, по деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Магаданской области физическим лицам, имеющим намерения осуществлять предпринимательскую деятельность на территории региона и субъектам малого и среднего предпринимательства Магаданской области; - профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей на территории Магаданской области |
Ответственный исполнитель программы | министерство сельского хозяйства Магаданской области |
Соисполнители программы | министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области; министерство образования Магаданской области; министерство дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области; министерство труда и социальной политики Магаданской области; государственная жилищная инспекция Магаданской области |
Участники программы | министерство культуры и туризма Магаданской области; министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области; некоммерческая организация "Магаданский региональный фонд содействия развитию предпринимательства" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (по согласованию); Отделение по Магаданской области Дальневосточного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (по согласованию); общественные организации по защите прав потребителей |
Целевые показатели программы | - количество выпущенных печатных материалов, направленных на повышение потребительской грамотности населения Магаданской области; - количество информационных материалов в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для потребителей и хозяйствующих субъектов Магаданской области, направленных на повышение потребительской грамотности; - количество проведенных мероприятий, направленных на просвещение и информирование потребителей, а также профилактику нарушений прав потребителей (семинары, лекции, викторины, круглые столы, олимпиады, чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства, выставки-ярмарки, вебинары, фестивали и др.); - количество консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав в Магаданской области; - доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных органом местного самоуправления, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей); - доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных органом местного самоуправления, в защиту конкретного потребителя (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей) |
Сроки и этапы реализации программы | 2019-2021 годы, этапы реализации не предусмотрены |
Ожидаемые результаты реализации программы | - количество выпущенных печатных материалов, направленных на повышение потребительской грамотности населения Магаданской области - 20 единиц; - количество информационных материалов в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для потребителей и хозяйствующих субъектов Магаданской области, направленных на повышение потребительской грамотности - 20 единиц; - количество проведенных мероприятий, направленных на просвещение и информирование потребителей, а также профилактику нарушений прав потребителей (семинары, лекции, викторины, круглые столы, олимпиады, чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства, выставки-ярмарки, вебинары, фестивали и др.) - 5 единиц; - количество консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав в Магаданской области - 1 400 единиц; - доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных органом местного самоуправления, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков - 70% (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей); - доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных органом местного самоуправления, в защиту конкретного потребителя - 70% (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей) |
В соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей в Магаданской области осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление).
В 2017 году Управлением рассмотрено 278 обращений граждан по защите прав потребителей.
Наибольшее количество обращений в сфере услуг приходится на розничную торговлю - до 32% (89 обращений), жилищно-коммунальные услуги - до 23% (64 обращения), услуги связи - до 9,7% (27 обращений), финансовые услуги - до 8,3% (23 обращения).
Сохраняется тенденция к увеличению числа обращений в Управление по нарушению прав потребителей в сфере транспортных - до 4% (11 обращений) и до 3,6% медицинских услуг (10 обращений) от общего количества рассматриваемых обращений.
Управлением в 2017 году проведено 151 мероприятие по соблюдению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (в 2016 году - 177 проверок, 2015 году - 358 проверок). Из общего количества проведенных проверок в области защиты прав потребителей основной удельный вес составили внеплановые проверки - 86% (130 проверок), в 2016 году - 74% (131 проверка), в 2015 году - 47% (167 проверок). Удельный вес плановых мероприятий по контролю (надзору) составил 14% или 21 проверка (в 2016 году - 26% или 46 проверок, 2015 году - 53% или 191 проверка). Количество плановых проверок в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось в 2,2 раза.
В Магаданской области информационно-просветительскую работу и консультирование потребителей проводит консультационный центр ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области" (далее - Центр) и консультационные пункты в филиалах ФБУЗ в районах Магаданской области.
В 2017 году Центром и его филиалами рассмотрено 767 обращений граждан, из них 81 обращение - на личном приеме, 653 - по телефону, 33 - через средства электронной связи.
В структуре обращений граждан самые распространенные жалобы связаны с предоставлением услуг в сфере розничной торговли непродовольственными товарами (26,5%), жилищно-коммунального хозяйства (16,5%), качеством бытовых услуг (11,2%), услуг бытового обслуживания (11,2%), транспортных услуг (8,1%), медицинских услуг (5,5%), услуг связи (3,8%).
В соответствии со статьей 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" на муниципальном уровне органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать по вопросам защиты их прав, обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Однако в городских округах Магаданской области самостоятельные подразделения в структуре органов местного самоуправления отсутствуют, что негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных производителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан. На территории Магаданской области зарегистрировано три общественные организации по защите прав потребителей, в том числе общественная организация "Магаданская областная общественная организация защиты прав потребителей", общественная организация "Цивилист", региональная общественная организация "Магаданское общество защиты прав потребителей". Организациями оказывается квалифицированная консультационная помощь, а также помощь потребителям в подготовке заявлений и претензий к нарушителям прав потребителей.
Основными причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав; производство и реализация товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, приоритетным направлением программы является применение мер, направленных на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты, т.е. получение квалифицированной информационной и консультативной правовой поддержки, предусматривающей оказание населению бесплатных консультационных услуг, проведение обучающих семинаров, разработку и распространение информационно-справочных материалов.
Важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых подходов и взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Магаданской области, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных организаций в области обеспечения прав потребителей.
Программа разработана в соответствии с основными стратегическими документами в области защиты прав потребителей, а также с учетом целей и задач, обозначенных в указанных документах:
- Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- подпункт "б" пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.05.2017 N Пр-1004 ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 18.04.2017, об обеспечении с учетом методических рекомендаций, предусмотренных пунктом 6 указанного перечня поручений, разработки (корректировки) региональных программ, направленных на создание условий для реализации потребителями своих прав;
- Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. N 1837-р;
- Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей от 20 октября 2017 г. N 01/14363-17-15, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Целью программы является создание в Магаданской области условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, а также повышение правовой грамотности населения в области защиты прав потребителей.
Основными задачами, требующими решения для достижения поставленной цели, являются:
- совершенствование механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения прав потребителей в Магаданской области;
- информационное обеспечение потребителей, просвещение и популяризация вопросов, связанных с обеспечением прав потребителей в Магаданской области;
- повышение уровня финансовой и правовой грамотности физических лиц, преимущественно наиболее уязвимых категорий граждан;
- повышение уровня правовой грамотности лиц, имеющих намерения осуществлять предпринимательскую деятельность на территории региона, в области защиты прав потребителей, с целью оказания возмездных услуг (работ), продажи товаров, отвечающих обязательным требованиям в области законодательства о защите прав потребителей;
- повышение доступности консультационной помощи разной направленности, в том числе по деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Магаданской области физическим лицам, имеющим намерения осуществлять предпринимательскую деятельность на территории региона и субъектам малого и среднего предпринимательства Магаданской области;
- профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей на территории Магаданской области.
В соответствии с поставленными задачами определены индикаторы (показатели) программы. Состав и значения целевых показателей программы приведены в приложении N 1 к программе.
Ожидаемыми результатами реализации программы к 2021 году должны стать следующие количественные показатели:
- количество выпущенных печатных материалов, направленных на повышение потребительской грамотности населения Магаданской области - 20 единиц;
- количество информационных материалов в электронных средствах массовой информации для потребителей и хозяйствующих субъектов Магаданской области, направленных на повышение потребительской грамотности - 20 единиц;
- количество проведенных мероприятий, направленных на просвещение и информирование потребителей, а также профилактику нарушений прав потребителей (семинары, лекции, викторины, круглые столы, олимпиады, чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства, выставки-ярмарки, вебинары, фестивали и др.) - 5 единиц;
- количество консультаций, полученных потребителями по вопросам защиты их прав в Магаданской области - 1 400 единиц;
- доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных органом местного самоуправления, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков - 70% (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей);
- доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных органом местного самоуправления, в защиту конкретного потребителя - 70% (по информации, представленной органом, имеющим право обращаться в суды в защиту прав потребителей).
Для достижения перечисленных конечных результатов требуется единый системный подход и взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Магаданской области, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных заинтересованных организаций в области обеспечения прав потребителей.
Реализация программы будет осуществляться в период 2019-2021 годов.