Задача 3.3.6.1. Содействие обеспечению потребности в трудовых ресурсах с учетом развития перспектив экономики и регионального рынка труда
Кадровое обеспечение социально-экономического развития региона является одной из основных составляющих региональной экономики, предусматривающей соответствие между кадровыми ресурсами, необходимыми для обеспечения функционирования всех отраслей, и деятельностью образовательных организаций, обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров.
Методика формирования прогноза потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах утверждена решением Координационного комитета содействия занятости населения Орловской области от 26 ноября 2014 года N 2. Прогноз потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах формируется на среднесрочную перспективу (не менее пяти лет) на основе результатов мониторинга потребности предприятий и организаций в квалифицированных кадрах, с учетом прогноза социально-экономического развития Орловской области и изучения потребностей инвесторов, ежегодного мониторинга трудоустройства выпускников государственных образовательных учреждений, сведений о вакансиях предприятий и организаций по профессиям.
Управлением труда и занятости Орловской области формируется обоснованный среднесрочный прогноз потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах.
В связи со сложившимся дефицитом кадров в отдельных сферах экономики наиболее востребованными специалистами с высшим образованием в настоящее время в Орловской области являются следующие: в сфере здравоохранения - врачи разных специализаций; в сфере образования - преподаватели, учителя, ведущие специалисты, мастера производственного обучения; в сфере жилищно-коммунального хозяйства - инженеры; в сфере сельского хозяйства - зоотехники, агрономы, инженеры, ветеринарные врачи; в промышленной сфере - инженеры.
Наиболее востребованными специалистами с профессиональным образованием в настоящее время в Орловской области являются следующие: в сфере здравоохранения - акушерки, медицинские сестры, фельдшеры, водители; в сфере образования - воспитатели, мастера производственного обучения; в сфере жилищно-коммунального хозяйства - слесари-ремонтники, газооператоры, слесари-сантехники; в сфере сельского хозяйства - лаборанты, водители, механизаторы, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, операторы свиноводческих и механизированных ферм; в промышленной сфере - операторы линии, операторы на автоматических и полуавтоматических линиях в деревообработке, токари.
В Орловской области разработан и реализуется механизм формирования контрольных цифр приема для профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования Орловской области с учетом потребности в кадрах.
Подготовка специалистов в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования ведется с учетом региональной специфики экономического развития, прогноза потребностей регионального рынка труда в специалистах различных направлений на срок не менее 5 лет.
В настоящее время в Орловской области система профессионального образования представлена 19 профессиональными бюджетными образовательными учреждениями и 10 их филиалами.
Контрольные цифры приема граждан по образовательным программам среднего профессионального образования согласовываются с руководителями органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, а также работодателями с учетом отраслевых прогнозов и распределяются на конкурсной основе в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 19 июня 2014 года N 161 "Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований областного бюджета".
Техникумы и колледжи региона мобильно реагируют на потребность в кадрах региональной экономики. Так, за последние 4 года с учетом спроса на региональном рынке труда введены 10 новых специальностей и 8 профессий среднего профессионального образования (специальности: "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей", "Операционная деятельность в логистике", "Технология парикмахерского искусства", "Поварское и кондитерское дело", "Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)", "Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)", "Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции", "Операционная деятельность в логистике", "Право и организация социального обеспечения", "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования"; рабочие профессии: "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", "Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства", "Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей", "Реставратор строительный", "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования", "Электромонтер охранно-пожарной сигнализации", "Лаборант-аналитик", "Оператор связи").
Наиболее востребованными среди абитуриентов на протяжении ряда лет остаются профессии и специальности сельскохозяйственного, железнодорожного, автотранспортного, строительного, медицинского, педагогического профилей и сферы услуг.
Система высшего образования Орловской области в настоящее время представлена 6 федеральными образовательными организациями высшего образования и 6 филиалами высших учебных заведений.
Основным направлением деятельности вузов является подготовка кадров для нужд региона в сфере образования, культуры, сельского хозяйства, строительства, промышленности и здравоохранения.
Контрольные цифры приема граждан по образовательным программам высшего образования устанавливаются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, после обязательного предварительного согласования с органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области с учетом прогнозных показателей потребности региона.