Уровень жизни и социальная политика
Росту уровня жизни населения Орловской области в 2013 - 2014 годах способствовала позитивная динамика роста денежных доходов населения. Значительный вклад в увеличение уровня доходов жителей региона внесла реализация указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Однако, рост инфляции привел в 2015 году к снижению реальной заработной платы на 10,8% и реальных среднедушевых денежных доходов населения на 2,1% при их номинальном росте. В 2016 - 2017 годах падение реальных денежных доходов населения продолжалось и составило 5,5% и 1,2% соответственно. При этом реальная заработная плата в 2016 году сократилась на 1,4%, в 2017 году - выросла на 2,7%.
Показатель | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Инфляция на конец периода к декабрю предыдущего года, % | 7,4 | 12,7 | 12,8 | 6,3 | 2,0 |
Денежные доходы на душу населения, рублей | 18262 | 19981 | 22829 | 23237 | 24187 |
Реальные денежные доходы на душу населения, в % к соответствующему периоду предыдущего года | 101,3 | 100,7 | 97,9 | 94,5 | 100,4 |
Среднемесячная заработная плата, рублей | 19273 | 20885 | 21772 | 23127 | 24811 |
Реальная среднемесячная заработная плата, в % к соответствующему периоду предыдущего года | 106,5 | 99,8 | 89,2 | 98,6 | 103,5 |
Величина прожиточного минимума на душу населения, рублей | 6422 | 7194 | 8764 | 8860 | 9249 |
Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения, % | 12,6 | 12,8 | 14,0 | 14,0 | 14,0 |
Отношение величины среднедушевых денежных доходов населения Орловской области к среднедушевым денежным доходам в среднем по Российской Федерации и по ЦФО составило 75% и 58% соответственно. Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения в 2013 году составил 12,6%, в 2017 году - 14,5% (в РФ - 13,2%).
Государственная социальная политика в Орловской области направлена на снижение уровня бедности населения путем обеспечения выполнения государственных обязательств в части предоставления социальных выплат и льгот различным категориям граждан.
В Орловской области функционируют 62 учреждения, полностью обеспечивающих потребность получателей социальных услуг в различных формах социального обслуживания.
Стационарное социальное обслуживание населения в 2017 году было представлено 14 интернатами различного профиля, в которых постоянно проживают 2 тысячи престарелых граждан и инвалидов. Во всех муниципальных районах и городских округах Орловской области функционируют бюджетные учреждения социального обслуживания населения, в которых более 2 тыс. работников оказывают социальные услуги и различные виды помощи более чем 40 тыс. человек ежегодно.
По итогам 2017 года 803 социальных работника обслуживали 9210 человек на дому, которым было оказано около 2 млн. социально-бытовых и социально-медицинских услуг.
Наименование показателя | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения (%) | 97,4 | 98,8 | 98,8 | 99,5 | 99,6 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности (%) | 2,7 | 2,7 | 1,5 | 1,5 | 6,1 |