Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года (с изменениями на 30 мая 2023 года)



III. Конкурентоспособность Рязанской области


Достигнутый на сегодняшний день уровень развития Рязанской области проанализирован в таблице 7.

Таблица 7. SWOT-анализ социально-экономического, экологического и пространственного развития Рязанской области


Сильные стороны

Слабые стороны

выгодное экономико-географическое положение: сравнительная близость к крупнейшему региональному рынку России - Московской агломерации;

хорошая транспортная доступность (две федеральные трассы, железнодорожные коридоры России на восток и юг);

наличие крупной водной артерии - реки Ока, имеющей значительный экологический и рекреационный потенциал;

наличие крупнейших природных заповедников, национального парка;

сравнительная сохранность природных ландшафтов бассейна реки Ока;

богатое культурное и природное наследие, наличие исторических городов;

значительный кадровый потенциал;

развитая социальная сфера (образование, здравоохранение, физкультура, культура) и социальная защита населения;

развитая система средних специальных и высших образовательных организаций, в том числе в области медицины;

эффективная система подготовки квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования;

высокая доля занятых в малом и среднем предпринимательстве;

развитый промышленный и агропромышленный комплекс:

машиностроение;

топливно-энергетический комплекс;

производство высокотехнологичной продукции двойного и военного назначения;

сельское хозяйство и пищевая промышленность;

производство стройматериалов

сокращение численности населения;

имущественное расслоение, неравномерное развитие региона;

городская среда индустриального города;

точечная застройка, приводящая к деградации городского ландшафта и архитектурного облика;

значительная антропогенная и экологическая нагрузка от автотранспорта, объектов ЖКХ и промышленности, накопленный экологический ущерб;

сложная экологическая обстановка (наличие экологически грязных производств), дополнительно стимулирующая отток населения;

общественный транспорт, не отвечающий современным "зеленым" стандартам, растущее число личного автотранспорта на душу населения, приводящее к увеличению вредных выбросов и ухудшению качества городского пространства;

низкое качество автомобильных дорог, недостаточная связанность

отдаленных сельских территорий с областным и районными центрами;

слабое развитие внутреннего водного транспорта;

отсутствие действующего собственного аэропорта;

старопромышленный регион с отраслями третьего и четвертого технологического уклада;

изношенность производственной инфраструктуры

Возможности

Угрозы

развитие новых технологий (новые материалы, робототехника, медицинские технологии) благодаря повышению потребительского спроса промышленности и населения Московской агломерации;

улучшение связи с быстроразвивающимися регионами центра и юга России (города Воронеж, Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи);

выход основных предприятий на международные рынки;

выход продукции сельского хозяйства региона на рынки сетевых магазинов России;

реализация новейших градостроительных практик и подходов к развитию городской среды ("город удобный для жизни", пешеходный город, экогород, город человеческого масштаба), создание общественных пространств;

реализация концепции транзитно-ориентированного проектирования, создание системы скоростного общественного транспорта;

формирование в городе Рязани одного из ведущих в России наряду с городом Севастополем центров военно-исторического и патриотического туризма на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного ордена Суворова дважды Краснознаменного училища имени генерала армии В.Ф.Маргелова, проведение всероссийских сборов для молодежи "Юный десантник", военно-спортивных игр и мероприятий;

создание конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса за счет эффективного использования природно-рекреационных и историко-культурных ресурсов, повышение его роли в экономическом и социокультурном развитии региона;

формирование высокотехнологичной "зеленой" экономики за счет развития новых кластеров;

формирование высокотехнологичных услуг в области здравоохранения;

развитие сектора науки и образования для сохранения молодежи и притока высококвалифицированных кадров;

реализация системной и комплексной политики по снижению антропогенной нагрузки на природу и экосистемы;

рассмотрение вопроса о снижении доли многоэтажного строительства и соответствующем повышении доли среднеэтажной застройки;

создание условий и стимулов для развития предпринимательства за счет снижения административной и иной нагрузки;

повышение доходов регионального бюджета, в том числе за счет вывода из тени предпринимательского сектора;

активное использование добровольчества и механизмов общественного участия, в том числе для озеленения и благоустройства территорий;

реновация исторического образа Рязани как одного из центров российской государственности с узнаваемым архитектурным стилем;

повышение привлекательности исторической недвижимости, объектов культурного наследия, в том числе с применением механизмов кластерного подхода, государственно-частного и муниципально-частного партнерства;

встраивание в федеральные транзитные коридоры и выход к рынкам сбыта, развитие сферы услуг придорожной инфраструктуры транзитных автодорог;

улучшение инвестиционного климата, развитие специальной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

сверхвысокая концентрация населения в городе Рязани;

рост числа онкобольных в результате последствий деятельности основных предприятий-загрязнителей;

миграционный отток наиболее квалифицированных кадров в Москву и соседние регионы;

снижение качества миграционного притока в регион, рост доли низкоквалифицированных кадров;

рост автомобилизации, ухудшение экологической обстановки;

ухудшение состояния объектов культурного наследия и утрата историко-градостроительной среды, в том числе ландшафтных раскрытий (в городах Рязань, Касимов, Скопин, Шацк);

деградация городской среды в результате хаотичной, точечной и многоэтажной застройки, расширения автодорожной сети за счет пешеходных зон и зеленых насаждений;

сохранение технологической структуры промышленности третьего и четвертого технологических укладов;

исчерпание природных богатств и деформация природных ландшафтов поймы реки Ока;

превращение Рязани в уплотненный, неудобный для жизни мегаполис, утративший конкурентоспособные преимущества с точки зрения городской среды перед Московской агломерацией;

превышение темпов разрушения существующих автодорог над темпами их реконструкции и создания новых


PEST-анализ


Политические факторы.


При реализации основных мер разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации возможно ожидать:


роста влияния экологических компонентов, а именно ужесточения природоохранного законодательства, что приведет к необходимости модернизации существующих производств и позволит улучшить экологическую ситуацию в Рязанской области;


изменения в налоговом и бюджетном законодательствах, которые приведут к повышению доли налогов, поступающих в региональные и муниципальные бюджеты, повышению роли регионов и формированию точек роста в городских агломерациях;


улучшения работы судебной и правоохранительной систем, что позволит снизить долгосрочные риски в экономике и стимулировать реализацию сложных проектов с долгосрочной отдачей.


Экономические факторы.


Экономика Рязанской области развивается в целом согласно динамике развития Российской Федерации, в существенной мере зависит от развития Московского региона и перспектив развития обрабатывающих отраслей;


снижение стоимости рубля благоприятно сказывается на промышленном секторе региона;