Достигнутый на сегодняшний день уровень развития Рязанской области проанализирован в таблице 7.
Таблица 7. SWOT-анализ социально-экономического, экологического и пространственного развития Рязанской области
Сильные стороны | Слабые стороны |
выгодное экономико-географическое положение: сравнительная близость к крупнейшему региональному рынку России - Московской агломерации; хорошая транспортная доступность (две федеральные трассы, железнодорожные коридоры России на восток и юг); наличие крупной водной артерии - реки Ока, имеющей значительный экологический и рекреационный потенциал; наличие крупнейших природных заповедников, национального парка; сравнительная сохранность природных ландшафтов бассейна реки Ока; богатое культурное и природное наследие, наличие исторических городов; значительный кадровый потенциал; развитая социальная сфера (образование, здравоохранение, физкультура, культура) и социальная защита населения; развитая система средних специальных и высших образовательных организаций, в том числе в области медицины; эффективная система подготовки квалифицированных кадров в системе среднего профессионального образования; высокая доля занятых в малом и среднем предпринимательстве; развитый промышленный и агропромышленный комплекс: машиностроение; топливно-энергетический комплекс; производство высокотехнологичной продукции двойного и военного назначения; сельское хозяйство и пищевая промышленность; производство стройматериалов | сокращение численности населения; имущественное расслоение, неравномерное развитие региона; городская среда индустриального города; точечная застройка, приводящая к деградации городского ландшафта и архитектурного облика; значительная антропогенная и экологическая нагрузка от автотранспорта, объектов ЖКХ и промышленности, накопленный экологический ущерб; сложная экологическая обстановка (наличие экологически грязных производств), дополнительно стимулирующая отток населения; общественный транспорт, не отвечающий современным "зеленым" стандартам, растущее число личного автотранспорта на душу населения, приводящее к увеличению вредных выбросов и ухудшению качества городского пространства; низкое качество автомобильных дорог, недостаточная связанность отдаленных сельских территорий с областным и районными центрами; слабое развитие внутреннего водного транспорта; отсутствие действующего собственного аэропорта; старопромышленный регион с отраслями третьего и четвертого технологического уклада; изношенность производственной инфраструктуры |
Возможности | Угрозы |
развитие новых технологий (новые материалы, робототехника, медицинские технологии) благодаря повышению потребительского спроса промышленности и населения Московской агломерации; улучшение связи с быстроразвивающимися регионами центра и юга России (города Воронеж, Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи); выход основных предприятий на международные рынки; выход продукции сельского хозяйства региона на рынки сетевых магазинов России; реализация новейших градостроительных практик и подходов к развитию городской среды ("город удобный для жизни", пешеходный город, экогород, город человеческого масштаба), создание общественных пространств; реализация концепции транзитно-ориентированного проектирования, создание системы скоростного общественного транспорта; формирование в городе Рязани одного из ведущих в России наряду с городом Севастополем центров военно-исторического и патриотического туризма на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного ордена Суворова дважды Краснознаменного училища имени генерала армии В.Ф.Маргелова, проведение всероссийских сборов для молодежи "Юный десантник", военно-спортивных игр и мероприятий; создание конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса за счет эффективного использования природно-рекреационных и историко-культурных ресурсов, повышение его роли в экономическом и социокультурном развитии региона; формирование высокотехнологичной "зеленой" экономики за счет развития новых кластеров; формирование высокотехнологичных услуг в области здравоохранения; развитие сектора науки и образования для сохранения молодежи и притока высококвалифицированных кадров; реализация системной и комплексной политики по снижению антропогенной нагрузки на природу и экосистемы; рассмотрение вопроса о снижении доли многоэтажного строительства и соответствующем повышении доли среднеэтажной застройки; создание условий и стимулов для развития предпринимательства за счет снижения административной и иной нагрузки; повышение доходов регионального бюджета, в том числе за счет вывода из тени предпринимательского сектора; активное использование добровольчества и механизмов общественного участия, в том числе для озеленения и благоустройства территорий; реновация исторического образа Рязани как одного из центров российской государственности с узнаваемым архитектурным стилем; повышение привлекательности исторической недвижимости, объектов культурного наследия, в том числе с применением механизмов кластерного подхода, государственно-частного и муниципально-частного партнерства; встраивание в федеральные транзитные коридоры и выход к рынкам сбыта, развитие сферы услуг придорожной инфраструктуры транзитных автодорог; улучшение инвестиционного климата, развитие специальной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства | сверхвысокая концентрация населения в городе Рязани; рост числа онкобольных в результате последствий деятельности основных предприятий-загрязнителей; миграционный отток наиболее квалифицированных кадров в Москву и соседние регионы; снижение качества миграционного притока в регион, рост доли низкоквалифицированных кадров; рост автомобилизации, ухудшение экологической обстановки; ухудшение состояния объектов культурного наследия и утрата историко-градостроительной среды, в том числе ландшафтных раскрытий (в городах Рязань, Касимов, Скопин, Шацк); деградация городской среды в результате хаотичной, точечной и многоэтажной застройки, расширения автодорожной сети за счет пешеходных зон и зеленых насаждений; сохранение технологической структуры промышленности третьего и четвертого технологических укладов; исчерпание природных богатств и деформация природных ландшафтов поймы реки Ока; превращение Рязани в уплотненный, неудобный для жизни мегаполис, утративший конкурентоспособные преимущества с точки зрения городской среды перед Московской агломерацией; превышение темпов разрушения существующих автодорог над темпами их реконструкции и создания новых |
PEST-анализ
Политические факторы.
При реализации основных мер разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации возможно ожидать:
роста влияния экологических компонентов, а именно ужесточения природоохранного законодательства, что приведет к необходимости модернизации существующих производств и позволит улучшить экологическую ситуацию в Рязанской области;
изменения в налоговом и бюджетном законодательствах, которые приведут к повышению доли налогов, поступающих в региональные и муниципальные бюджеты, повышению роли регионов и формированию точек роста в городских агломерациях;
улучшения работы судебной и правоохранительной систем, что позволит снизить долгосрочные риски в экономике и стимулировать реализацию сложных проектов с долгосрочной отдачей.
Экономические факторы.
Экономика Рязанской области развивается в целом согласно динамике развития Российской Федерации, в существенной мере зависит от развития Московского региона и перспектив развития обрабатывающих отраслей;
снижение стоимости рубля благоприятно сказывается на промышленном секторе региона;