Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (с изменениями на 6 ноября 2024 года)


3.2.2.3. Государственное управление третьего поколения (Госуправление 3.0)


В теории и практике государственного управления сформировались три базисные модели:


модель классического государства ("рациональной бюрократии"), предполагающая исполнение приказов и поручений, четкое выполнение правил и процедур;


проектно-целевая модель, ориентированная на повышение эффективности и достижение целевых показателей, в том числе путем заимствования инструментов из бизнеса (проектное управление, аутсорсинг, привлечение внешней экспертизы);


общественно-сетевая модель, включающая партнерство власти с бизнесом и обществом, активное использование механизмов обратной связи, учет мнений стейкхолдеров при постановке и достижении целей.


Исторически проектно-целевая и общественно-сетевая модели не отменяли модель классического государства, а надстраивались над ней, порождая "Государственное управление второго поколения" (интеграция двух моделей), а затем - "Государственное управление третьего поколения" (интеграция трех моделей).


Исходя из комплексного характера стратегических вызовов, новая модель государственного управления для Краснодарского края должна использовать инструменты трех базисных моделей государственного управления в зависимости от характера преодолеваемых вызовов и решаемых задач.


Мультимодальная система "Госуправление 3.0" должна строиться ни основе партнерского взаимодействия классического государства ("рациональной бюрократии") с бизнесом (эффективность) и обществом (вовлечение и участие).


Для выработки непротиворечивых требований к процедурам Госуправления 3.0 необходимо использовать основанную на процессном подходе модель "управленческого цикла", в которой устройство процесса государственного управления независимо от содержательного характера целей и задач рассматривается как циклически повторяющаяся последовательность четырех фаз (стадий):


анализ ситуации и планирование;


принятие решений (определение политики, нормотворчество);


реализация политики, применение норм;


контроль, оценка и на ее основе коррекция (осуществление обратной связи и переход к следующему шагу "цикла").


Переход к системе "Госуправление 3.0" основан на следующих принципах.


Выбор инструментов из разных моделей зависит от характера решаемых задач, которые, в свою очередь, различаются на разных фазах управленческого цикла и для разных типов органов управления (общеэкономических, отраслевых, контрольных, оказывающих госуслуги), уровней управления (регионального, муниципального), а также отраслей или комплексов (экономических, социальных, инфраструктурных).