Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (с изменениями на 5 декабря 2023 года)


3.4.1. Экономическое зонирование территории


Наряду с традиционными единицами административно-территориального деления - муниципальными районами - в Стратегии рассматриваются экономические округа края (ЭО). Экономические округа выделяются исходя из общности целей и задач развития, возможностей рациональной организации территории, базирующейся на экономической специализации и организующей инфраструктуре с учетом природных факторов и специфики землепользования. Краснодарский край условно разделен на семь экономических округов с выделением подзон (приложение 1 к Стратегии, рисунок 31).


Границы экономических округов определяются по границам входящих в их состав муниципальных образований в рамках существующего административно-территориального деления.


Характеристика экономических округов:


I Северный экономический округ включает восемь районов с преобладающей аграрной специализацией: Кущевский, Крыловский, Павловский, Староминский, Ленинградский, Каневской, Щербиновский, Ейский. Северные районы округа тяготеют к одному из опорных центров Юга России - региональному центру соседнего субъекта Российской Федерации - городу Ростову-на-Дону (трудовые и бытовые маятниковые миграции), что способствует активизации межрегионального сотрудничества.


Территории Ейского и Щербиновского районов имеют высокий потенциал для развития туристско-рекреационного субкластера (город Ейск, населенные пункты Глафировка, Должанская, Варенцовка, Ясенская, Копанская).


Территория упраздненной игорной зоны "Азов-Сити" становится привлекательной инвестиционной площадкой при условии усиления прямой связи с Ростовом-на-Дону вдоль Таганрогского залива. Территория существующего комплекса позволяет перепрофилировать и развивать зону под функции делового или производственного назначения.


Основные транспортные коридоры округа - федеральная автодорога М-4 "Дон" и железные дороги Ростов - Краснодар, на Ейск и Камышеватскую. Потенциальными ядрами развития являются город Ейск, станицы Староминская, Ленинградская, Павловская, Каневская, Кущевская. Муниципальные образования Крыловский и Щербиновский районы требуют выравнивания базовых инфраструктур - социальных и инженерных.


II Центральный экономический округ включает активно развивающиеся аграрно-промышленные районы вокруг города Краснодара, тяготеющие к региональному центру - Красноармейский, Калининский, Брюховецкий, Тимашевский, Кореновский, Выселковский, Усть-Лабинский. Округ насыщен транспортными коридорами и транспортно-пересадочными узлами. Рекреационный потенциал Приморско-Ахтарского и Славянского районов, имеющих выходы к Азовскому морю, позволяет диверсифицировать экономику Центрального округа.


Крымский и Абинский районы, расположенные на левобережье реки Кубани и обладающие одновременно свойствами Предгорного, Черноморского и Центрального округов в части хозяйственной деятельности и природных характеристик, выделены в подзону IIа.


Города Крымск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Кореновск, Усть-Лабинск (каждый с населением порядка 50 тыс. человек) являются ядрами 1-го и 2-го порядка - региональными транспортными узлами, формирующими внешний пояс Краснодарской агломерации. Располагаясь в полутора - двухчасовой транспортной доступности от регионального центра, данные узлы перераспределяют транспортные потоки, разгружая Краснодар от транзитного грузового и пассажирского транспорта. В свою очередь, сами ядра являются центрами притяжения для населенных пунктов в радиусе получасовой транспортной доступности.


Малодоступный Приморско-Ахтарский район, богатый лиманами (Ахтарские, Бейсугский), обладает уникальными природными характеристиками - климатическими и гидрологическими. Водно-болотные угодья являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Прибрежные территории Приморско-Ахтарского и Славянского районов являются потенциальной активной зоной развития для курортной и рекреационной функций.


III Восточный экономический округ. Основными структурообразующими элементами округа являются планировочная транспортная ось Ростов-на-Дону - Армавир - Невинномысск - Махачкала, река Кубань и важные планировочные узлы региона - Армавир, Кропоткин и Тихорецк. Округ включает территории Белоглинского, Новопокровского, Тихорецкого, Кавказского, Тбилисского, Гулькевичского, Новокубанского, Курганинского, Успенского районов и города Армавира и является третьим по численности населения после Краснодарской агломерации и Черноморской курортной агломерации.


Территория граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем. Основной узел экономического округа и ядро развития 1-го порядка края - город Армавир - тяготеет к одному из опорных центров Юга России, региональному центру соседнего субъекта городу Ставрополю, расположенному от него в 60 километрах. Армавир является опорным связующим узлом между региональными центрами - Ставрополем и Майкопом, а также городом Невинномысском. Города Армавир и Новокубанск являются потенциальной территорией инновационного и индустриального развития региона с высокими возможностями энергогенерирующих ресурсов, функциями торгово-транспортно-логистического хаба "восточных ворот Кубани". Город Армавир, сохраняющий историко-культурную идентичность при развитии и разнообразии досуговых функций и креативных индустрий, может стать одним из привлекательных туристских центров.


Вокруг Армавира между транспортным коридором и руслом реки Кубани на протяжении 50 километров формируется Армавирская групповая система расселения численностью 250 тыс. человек. Второй крупный узел расселения (150 тыс. человек) образует группа населенных пунктов - города Кропоткин и Гулькевичи с пригородами и станицей Кавказской. Специализация округа преимущественно промышленная, транспортно-логистическая. Потенциальными районами для развития являются аграрные Белоглинский и Тбилисский районы.