В числе механизмов регионального развития Стратегия выделяет трансграничное экономическое сотрудничество. Территория Краснодарского края рассматривается во взаимосвязи с соседними регионами и государствами. Исторически сложившаяся система расселения, единые компоненты природного и историко-культурного каркаса выявляют сферы взаимовлияния городов и поселений, определяют развитие и распределение транспортных коридоров и узлов, интенсивность хозяйственных связей, развитие кластеров.
В качестве основной задачи макрорегионального и международного сотрудничества рассматривается содействие устойчивому развитию.
Регион реализует интересы России в зоне Азово-Черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества. Геополитические условия в долгосрочном периоде будут влиять на трансграничные отношения Краснодарского края с сопредельными государствами Азово-Черноморского бассейна: Украиной, Абхазией, Турцией - в первую очередь, в части развития торгово-транспортно-логистического кластера (приложение 1 к Стратегии, рисунок 29).
Территория региона входит в систему Международных транспортных коридоров. В экономическом, социальном и транспортно-технологическом отношениях направление от Санкт-Петербурга до Новороссийска представляет единое целое и обозначается как Балтика - Центр - Черное море (БЦЧ). Граничными пунктами транспортного коридора на севере являются порты Санкт-Петербург, Выборг, Приморск, а также сухопутные пограничные переходы между Россией и Финляндией, на юге - морские порты Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Ейск, Темрюк.
Транспортный коридор БЦЧ является составном частью интермодальной трансъевропейской сети. Его граничные пункты имеют непосредственные выходы в Скандинавские страны и страны Западной Европы, через порты Черноморско-Азовского бассейна в страны Южной Европы и Балканского полуострова.
Одним из наиболее значимых проектов возможного международного сотрудничества является проект Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) по строительству кольцевой автомобильной дороги вокруг Черного моря.
Участниками межрегионального трансграничного сотрудничества являются регионы Южного федерального округа Российской Федерации - Ростовская область, Республики Крым и Адыгея, регионы Северо-Кавказского федерального округа - Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика (приложение 1 к Стратегии, рисунок 30).
На стратегическом уровне рассматривается сеть горизонтальных связей и контактов, обеспечивающих взаимодействие между региональными и государственными программами, органами местного самоуправления, негосударственными организациями.
В настоящее время на территории края реализуются федеральные инфраструктурные проекты, связанные с развитием Республики Крым. Введение в эксплуатацию моста через Керченский пролив создает новые предпосылки для межрегионального взаимодействия в сфере обслуживания туристского потока, единой инфраструктуры.
Соседство с Ростовской областью влияет на развитие северной части Краснодарского края. В Стратегии рассматриваются совместные проекты по хозяйствованию в акватории и вдоль береговой линии Таганрогского залива, развитие коротких связей между аэропортом Ростов-на-Дону и Ейской курортной зоной.
Синергия Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики в разработке и реализации программы "Кавказский горный ареал" делает регионы пилотными в развитии туристско-рекреационного кластера Юга России, интегрируясь в систему связных транскавказских туристско-рекреационных маршрутов.
Основной задачей рассматриваемого этапа стратегического планирования является активизация межрегиональных проектов между Краснодарским краем и Республикой Адыгея.
Стратегиями двух регионов на долгосрочный период закладываются следующие направления, программы и проекты развития, для которых в дальнейшем будет составлена "дорожная карта". Первоочередная задача стартового этапа (2018 год) - формирование единого центра принятия решений и мониторинга реализации мероприятий.