Мелкоочаговые (периферийные) системы расселения относительно равномерно сформировались вокруг малых и средних городов, - как правило, центров муниципальных районов, - и также характеризуются значительными центр-периферийными и межмуниципальными контрастами, так как обладают различными ресурсами и факторами развития.
На схеме "Зоны транспортной доступности Воронежской области" (рис. 3) с помощью изохрон транспортной доступности выделены зоны ядер (1 ч. транспортная доступность) и зоны влияний (2 ч. транспортная доступность) регионального центра г. Воронеж и двух субрегиональных центров - г. Россошь и г. Борисоглебск. На остальной территории определены местные системы расселения городов - опорных центров, организующих регион (Лиски, Бобров, Бутурлиновка, Павловск, Калач, Острогожск, Богучар, пгт Анна).
Данная схема в общем виде обозначает проблему связанности территории, ее слабые места, т.е. - неразвитость центральной и юго-восточной части Воронежской области, и, одновременно, указывает направления перспективного пространственного развития региона.