Туризм
Доля рынка туристических услуг в валовом региональном продукте Воронежской области с учетом хозяйственной деятельности смежных отраслей составляет менее 1%, тогда как эта доля в мировом валовом продукте составляет 3,6%, среднеевропейском 6 - 9%, в экономике России - 2,5%. Деятельность гостиниц и ресторанов в структуре валового регионального продукта области в среднем составляет 0,7%. На территории области осуществляют свою деятельность 253 туристические компании. Количество туроператоров - 11.
Развитие индустрии туризма отнесено к перспективным направлениям региональной экономики. Основные отраслевые показатели рынка демонстрируют устойчивый рост сегмента внутреннего и въездного туризма на территории Воронежской области. В 2017 году объем въездного турпотока в Воронежскую область составил 656,8 тыс. человек, что на 9% больше чем в 2016 году (602 тыс. чел). Объем налоговых поступлений в региональный бюджет от туристической отрасли в 2017 году составил 127,0 млн рублей. В 2016 году - 95,8 млн рублей. Доходы коллективных средств размещения в 2017 году составили 2,8 млрд рублей. Объем платных туристских услуг населению в 2017 году составит 1 287,0 млн рублей.
Благоприятный фактор развития туристической отрасли Воронежской области:
- устойчивость к конъюнктурным рискам, которые связаны с кризисными явлениями в экономике Воронежской области, с природными и техногенными катаклизмами.
Возможности развития туризма:
- популяризация региона как привлекательного объекта историко-культурного и событийного туризма;
- создание региональных визит-центров, направленных на улучшение качества туристических услуг;
- стимулирование производства оригинальной сувенирной продукции, позиционирующей регион как привлекательный в туристическом отношении;
- популяризация туристских ресурсов города;
- создание и продвижение культурных брендов города;
- поддержка субъектов туристской индустрии.
Основным ограничителем развития туристической отрасли Воронежской области является:
- сильная конкуренция со стороны зарубежных государств и российских регионов, предлагающих различные виды туристических услуг.
К слабым сторонам и факторам, ограничивающим развитие туризма в Воронежской области, относятся: