Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (с изменениями на 23 декабря 2019 года)


Таблица 13 - Прогнозируемая кадровая потребность экономики Воронежской области на период до 2035 года

Показатели

Годы

2019

2024

2030

2035

1

2

3

4

5

1. Потребность в кадровом обеспечении экономики, в том числе по видам экономической деятельности и группам занятий, тыс. чел.

1097

1112,6

1140,8

1147,3

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

144,5

142,9

142,0

141,5

Добыча полезных ископаемых

3,9

5,0

5,9

6,9

Обрабатывающие производства

123,4

120,3

108,7

96,9

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

25,3

25,5

26,1

27,9

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

10,2

10,4

11,1

12,9

Строительство

76,5

77,1

78,4

81,0

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

247,8

250,5

255,5

260,0

Транспортировка и хранение

70,1

73,0

75,0

76,0

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

22,0

23,5

25,9

26,5

Деятельность в области информации и связи

24,3

25,2

28,0

29,2

Деятельность финансовая и страховая

19,9

21,3

23,9

26,0

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

21,3

22,5

23,6

25,0

Деятельность профессиональная, научная и техническая

33,9

34,6

36,9

38,0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

26,2

28,0

30,1

33,0

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

48,7

46,3

45,2

44,1

Образование

81,2

82,1

83,1

84,5

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

74,6

75,2

77,0

77,6

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

15,7

16,3

18,0

19,0

Предоставление прочих видов услуг

27,5

32,9

46,4

60,3

2. Потребность в привлечении иностранных трудовых мигрантов, в том числе по видам экономической деятельности и группам занятий, чел.

19564

21390

24042

26508

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

1459

1565

1759

1940

Добыча полезных ископаемых

1

2

2

2

Обрабатывающие производства

1581

1747

1964

2166

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

0

0

0

0

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

194

214

238

260

Строительство

2200

2653

2986

3294

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

1144

1263

1419

1564

Транспортировка и хранение

441

487

545

599

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

120

132

144

156

Деятельность в области информации и связи

15

16

16

16

Деятельность финансовая и страховая

0

0

0

0

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

1001

1069

1201

1323

Деятельность профессиональная, научная и техническая

0

0

0

0

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

465

512

574

631

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

0

0

0

0

Образование

15

16

16

16

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

128

139

151

166

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

25

26

26

26

Предоставление прочих видов услуг

275

301

337

369

Деятельность домашних хозяйств как работодателей

10500

11248

12664

13980

Деятельность экстерриториальных организаций и органов

0

0

0

0

3. Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел

1279,1

1245,9

1266,4

1279,6

4. Доля молодежи в возрасте до 30 лет в среднегодовой численности занятых в экономике, %

6,4

7,7

9,2

10,3

до 20

20 - 24

43,9

49,1

55,2

60,1

25 - 29

68,9

75,1

82,5

88,7


В ближайшей перспективе стимулирование занятости лиц с ограниченной трудоспособностью, повышение пенсионного возраста, повышение миграционной привлекательности региона могут стать основными источниками стабилизации численности трудовых ресурсов.


Существующий в регионе уровень профессионально-квалификационной подготовки занятого населения не позволяет адекватно нивелировать влияние негативных трендов демографических процессов на формирование и развитие трудовых ресурсов.


Следствием оттока рабочей силы из высокотехнологичных отраслей экономики в ходе ее структурной перестройки стало существенное возрастанием объемов неформального сектора, смена профессии и утрата квалификационных навыков значительной частью работающих.


Сохраняются проблемы структурной дифференциации профессионального состава занятого населения и восполнения в его структуре численности выбывающих контингентов рабочих. Сегодня работающие с начальным профессиональным образованием составляют примерно пятую часть работающих с высшим и средним специальным образованием. Низкий социальный статус и уровень оплаты труда вакантных рабочих мест не обеспечивают рост престижа рабочих профессий для молодежи и преодоление дефицита рабочих кадров на рынке труда. Острую потребность в рабочих кадрах испытывают, прежде всего, предприятия машиностроения и сельского хозяйства.


Низкая территориальная мобильность рабочей силы усугубляет ситуацию с выравниванием предложения рабочей силы в городских округах и муниципальных районах области. Уровень безработицы среди сельских жителей в 1,6 раза выше, чем среди городских жителей.


Происходящая модернизация региональной системы профессионального образования (создание многоуровневых и многопрофильных учреждений повышенного статуса, открытие ресурсных центров для подготовки квалифицированных кадров для предприятий машиностроения, самолетостроения, аграрного комплекса области) способствует повышению качества подготовки квалифицированных специалистов для экономики области и формированию системы повышения уровня квалификации рабочих кадров как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях региона. Дальнейшим развитием форм участия объединений работодателей, профессиональных сообществ в повышении качества профессионального образования станет общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ.


Вместе с тем, сложившаяся структура выпуска квалифицированных рабочих отражает дисбаланс спроса на рынке труда и предложений на рынке образовательных услуг и несогласованность функционирующей системы профессионального образования с ростом спроса экономики на квалифицированные рабочие кадры.


В сфере профессиональной подготовки кадров активные формы взаимодействия государственных структур и бизнеса на основе государственно-частного партнерства и долгосрочных договорных отношений только получают становление. Доля мест в учреждениях профессионального образования, обеспеченных соглашениями о трудоустройстве, сегодня невелика и составляет порядка одной третьей части от общего числа мест в данных учреждениях. Еще ниже данный показатель по отношению к предприятиям, являющимся ведущими в отрасли. Востребованным является опыт разработки соглашений на целевую подготовку молодых специалистов необходимой квалификации для нужд экономики на основе баланса взаимных интересов: для работодателя - обеспечение квалифицированными кадрами, адаптированными к особенностям производства заказчика; для учреждения профессиональной подготовки - обеспечение трудоустройства молодого специалиста с гарантированным уровнем оплаты труда.


Ключевым направлением работы по обеспечению сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг становится совершенствование системы прогнозирования потребности в профессиональных кадрах в отраслях экономики с учетом показателей социально-экономического развития Воронежской области на среднесрочный и долгосрочный период, прогноза баланса трудовых ресурсов, мнения профессиональных сообществ и ведущих предприятий отрасли.


Основные задачи кадрового обеспечения экономики Воронежской области на долгосрочный период:


- создание условий, способствующих формированию необходимой численности и эффективному использованию трудовых ресурсов в экономике;


- совершенствование прогнозирования потребности и распределения трудовых ресурсов по отраслям экономики для обеспечения социально-экономического развития Воронежской области;


- модернизация профессионального образования и создание системы непрерывного повышения квалификации кадров;