Таблица 13 - Прогнозируемая кадровая потребность экономики Воронежской области на период до 2035 года
Показатели | Годы | |||
2019 | 2024 | 2030 | 2035 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Потребность в кадровом обеспечении экономики, в том числе по видам экономической деятельности и группам занятий, тыс. чел. | 1097 | 1112,6 | 1140,8 | 1147,3 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 144,5 | 142,9 | 142,0 | 141,5 |
Добыча полезных ископаемых | 3,9 | 5,0 | 5,9 | 6,9 |
Обрабатывающие производства | 123,4 | 120,3 | 108,7 | 96,9 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 25,3 | 25,5 | 26,1 | 27,9 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 10,2 | 10,4 | 11,1 | 12,9 |
Строительство | 76,5 | 77,1 | 78,4 | 81,0 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 247,8 | 250,5 | 255,5 | 260,0 |
Транспортировка и хранение | 70,1 | 73,0 | 75,0 | 76,0 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 22,0 | 23,5 | 25,9 | 26,5 |
Деятельность в области информации и связи | 24,3 | 25,2 | 28,0 | 29,2 |
Деятельность финансовая и страховая | 19,9 | 21,3 | 23,9 | 26,0 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 21,3 | 22,5 | 23,6 | 25,0 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 33,9 | 34,6 | 36,9 | 38,0 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 26,2 | 28,0 | 30,1 | 33,0 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 48,7 | 46,3 | 45,2 | 44,1 |
Образование | 81,2 | 82,1 | 83,1 | 84,5 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 74,6 | 75,2 | 77,0 | 77,6 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 15,7 | 16,3 | 18,0 | 19,0 |
Предоставление прочих видов услуг | 27,5 | 32,9 | 46,4 | 60,3 |
2. Потребность в привлечении иностранных трудовых мигрантов, в том числе по видам экономической деятельности и группам занятий, чел. | 19564 | 21390 | 24042 | 26508 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 1459 | 1565 | 1759 | 1940 |
Добыча полезных ископаемых | 1 | 2 | 2 | 2 |
Обрабатывающие производства | 1581 | 1747 | 1964 | 2166 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 0 | 0 | 0 | 0 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 194 | 214 | 238 | 260 |
Строительство | 2200 | 2653 | 2986 | 3294 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 1144 | 1263 | 1419 | 1564 |
Транспортировка и хранение | 441 | 487 | 545 | 599 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 120 | 132 | 144 | 156 |
Деятельность в области информации и связи | 15 | 16 | 16 | 16 |
Деятельность финансовая и страховая | 0 | 0 | 0 | 0 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 1001 | 1069 | 1201 | 1323 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 0 | 0 | 0 | 0 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 465 | 512 | 574 | 631 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 0 | 0 | 0 | 0 |
Образование | 15 | 16 | 16 | 16 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 128 | 139 | 151 | 166 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 25 | 26 | 26 | 26 |
Предоставление прочих видов услуг | 275 | 301 | 337 | 369 |
Деятельность домашних хозяйств как работодателей | 10500 | 11248 | 12664 | 13980 |
Деятельность экстерриториальных организаций и органов | 0 | 0 | 0 | 0 |
3. Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел | 1279,1 | 1245,9 | 1266,4 | 1279,6 |
4. Доля молодежи в возрасте до 30 лет в среднегодовой численности занятых в экономике, % | 6,4 | 7,7 | 9,2 | 10,3 |
до 20 | ||||
20 - 24 | 43,9 | 49,1 | 55,2 | 60,1 |
25 - 29 | 68,9 | 75,1 | 82,5 | 88,7 |
В ближайшей перспективе стимулирование занятости лиц с ограниченной трудоспособностью, повышение пенсионного возраста, повышение миграционной привлекательности региона могут стать основными источниками стабилизации численности трудовых ресурсов.
Существующий в регионе уровень профессионально-квалификационной подготовки занятого населения не позволяет адекватно нивелировать влияние негативных трендов демографических процессов на формирование и развитие трудовых ресурсов.
Следствием оттока рабочей силы из высокотехнологичных отраслей экономики в ходе ее структурной перестройки стало существенное возрастанием объемов неформального сектора, смена профессии и утрата квалификационных навыков значительной частью работающих.
Сохраняются проблемы структурной дифференциации профессионального состава занятого населения и восполнения в его структуре численности выбывающих контингентов рабочих. Сегодня работающие с начальным профессиональным образованием составляют примерно пятую часть работающих с высшим и средним специальным образованием. Низкий социальный статус и уровень оплаты труда вакантных рабочих мест не обеспечивают рост престижа рабочих профессий для молодежи и преодоление дефицита рабочих кадров на рынке труда. Острую потребность в рабочих кадрах испытывают, прежде всего, предприятия машиностроения и сельского хозяйства.
Низкая территориальная мобильность рабочей силы усугубляет ситуацию с выравниванием предложения рабочей силы в городских округах и муниципальных районах области. Уровень безработицы среди сельских жителей в 1,6 раза выше, чем среди городских жителей.
Происходящая модернизация региональной системы профессионального образования (создание многоуровневых и многопрофильных учреждений повышенного статуса, открытие ресурсных центров для подготовки квалифицированных кадров для предприятий машиностроения, самолетостроения, аграрного комплекса области) способствует повышению качества подготовки квалифицированных специалистов для экономики области и формированию системы повышения уровня квалификации рабочих кадров как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях региона. Дальнейшим развитием форм участия объединений работодателей, профессиональных сообществ в повышении качества профессионального образования станет общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ.
Вместе с тем, сложившаяся структура выпуска квалифицированных рабочих отражает дисбаланс спроса на рынке труда и предложений на рынке образовательных услуг и несогласованность функционирующей системы профессионального образования с ростом спроса экономики на квалифицированные рабочие кадры.
В сфере профессиональной подготовки кадров активные формы взаимодействия государственных структур и бизнеса на основе государственно-частного партнерства и долгосрочных договорных отношений только получают становление. Доля мест в учреждениях профессионального образования, обеспеченных соглашениями о трудоустройстве, сегодня невелика и составляет порядка одной третьей части от общего числа мест в данных учреждениях. Еще ниже данный показатель по отношению к предприятиям, являющимся ведущими в отрасли. Востребованным является опыт разработки соглашений на целевую подготовку молодых специалистов необходимой квалификации для нужд экономики на основе баланса взаимных интересов: для работодателя - обеспечение квалифицированными кадрами, адаптированными к особенностям производства заказчика; для учреждения профессиональной подготовки - обеспечение трудоустройства молодого специалиста с гарантированным уровнем оплаты труда.
Ключевым направлением работы по обеспечению сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг становится совершенствование системы прогнозирования потребности в профессиональных кадрах в отраслях экономики с учетом показателей социально-экономического развития Воронежской области на среднесрочный и долгосрочный период, прогноза баланса трудовых ресурсов, мнения профессиональных сообществ и ведущих предприятий отрасли.
Основные задачи кадрового обеспечения экономики Воронежской области на долгосрочный период:
- создание условий, способствующих формированию необходимой численности и эффективному использованию трудовых ресурсов в экономике;
- совершенствование прогнозирования потребности и распределения трудовых ресурсов по отраслям экономики для обеспечения социально-экономического развития Воронежской области;
- модернизация профессионального образования и создание системы непрерывного повышения квалификации кадров;