Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (с изменениями на 23 декабря 2019 года)


Таблица 8 - Диапазон средних значений экспертных оценок возможностей развития Воронежской области

Возможности развития Воронежской области

Оценка возможностей

сила влияния

вероятность использования

1

2

3

1. Наличие на национальном и мировом рынках спроса на никелевые руды

3,22 - 3,92

3,47 - 3,81

2. Востребованность продукции воронежских предприятий для модернизации материально-технической базы экономики России

3,71 - 4,43

3,47 - 3,91

3. Расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса

4,19 - 4,61

3,86 - 4,62

3. Расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса

4,19 - 4,61

3,86 - 4,62

4. Расширение масштабов финансирования развития экономики Воронежской области, осуществляемого частными инвесторами

4,00 - 4,53

3,53 - 4,15

5. Расширение участия бизнеса в решении социальных проблем региона (посредством механизма ГЧП, развития социального предпринимательства)

3,68 - 4,57

3,49 - 4,46

6. Рост спроса на продукцию предприятий АПК Воронежской области на мировом рынке

4,07 - 4,53

3,67 - 4,45

7. Рост спроса на образовательные услуги воронежских вузов со стороны зарубежных потребителей

3,57 - 3,87

3,43 - 3,85

8. Реализация федеральных проектов развития транспортной инфраструктуры (высокоскоростная магистраль Москва - Адлер, платные автодороги, аэропорт)

4,00 - 4,60

3,86 - 4,62

9. Реализация федеральных программ развития перспективных направлений импортозамещения

3,43 - 4,43

3,63 - 4,43

10. Реализация кластерных проектов в широком спектре отраслей экономики и социальной сферы

3,83 - 4,61

3,62 - 4,23

11. Принятие федеральными властями решений о создании территорий с льготными условиями осуществления экономической деятельности (ОЭЗ)

4,06 - 4,40

3,50 - 4,23

12. Использование незадействованных туристско-рекреационных ресурсов территории

3,75 - 4,14

3,50 - 4,23

13. Вывод крупных компаний (или их подразделений) из столицы в регионы

3,75 - 4,2

3,20 - 3,86

14. Рост транзитных потоков по транспортному коридору "Север - Юг", развитие "транзитной" экономики

3,87 - 4,40

3,43 - 4,00


В составе существенных угроз развитию Воронежской области установлены следующие:


1. Усиление межрегиональной конкуренции.


Объектами межрегиональной конкуренции выступают, во-первых, наиболее мобильная и высококвалифицированная часть трудовых ресурсов региона; во-вторых, традиционная продукция воронежских предприятий, имеющая товары-аналоги и товары-заменители широкой номенклатуры, производимые в других регионах страны.


Прогнозируется обострение конкуренции и на национальном рынке образовательных услуг, вызванное активной рыночной трансформацией систем высшего образования в ряде регионов страны (Москва, Нижегородская, Ростовская, Самарская, Свердловская и другие области).


2. Уменьшение объема безвозмездных перечислений субъектам РФ из федерального бюджета.


В среднесрочной перспективе при сохранении, тем более, расширении экономических санкций против России, прогнозируется уменьшение объема трансфертов регионам из федерального бюджета.


3. Внешние угрозы.


Действие экономических санкций сказывается не только на ограничениях финансовых ресурсов, поступающих из федерального центра, но и существенно усложняет деятельность предприятий ряда отраслей экономики Воронежской области. Так, в агропромышленном комплексе наиболее импортозависимыми по оборудованию и запасным частям являются молочная, сахарная, мясная и кондитерская отрасли. Сохраняется импортозависимость по семенному материалу по отдельным сельскохозяйственным культурам (в посевах региона доля импортных семян подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы составляет от 50 до 90%). Подорожание импортных сырья, наполнителей, упаковки, запасных частей приводит к росту цен на готовую продукцию агропромышленного комплекса, что ограничивает потребительский спрос.


Для уточнения и дополнения состава внешних угроз, оценки вероятности их реализации и последствий для развития Воронежской области был проведен опрос экспертов (состав групп респондентов назван выше).


Диапазон средних значений экспертных оценок с учетом всех групп респондентов представлен в таблице 9.