Полученные от представителей крупного, малого и среднего бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества оценки основных возможностей и угроз, прогнозируемых во внешней среде Воронежской области, были использованы для выявления и типологизации интересов субъектов стратегического развития региона.
Анализ значений экспертных оценок возможностей развития Воронежской области представителей различных групп стейкхолдеров показал следующие результаты.
Представители региональных органов власти и управления не выделили ни одной возможности, влияние которых на социально-экономическое развитие Воронежской области было бы сильным или близким к таковому.
В составе возможностей, имеющих силу влияния заметно выше умеренного, определены: расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса (4,26); расширение масштабов финансирования развития экономики Воронежской области, осуществляемого частными инвесторами (4,29); реализация кластерных проектов в широком спектре отраслей экономики и социальной сферы (4,14).
Вместе с тем их оценки свидетельствуют о том, что ни одна из них не имеет высокой вероятности использования. Все вышеназванные возможности имеют среднюю вероятность использования (4,08).
Представители органов местного самоуправления не отнесли к возможностям, влияние которых на социально-экономическое развитие региона ближе к сильному (более 4,5), ни одной из указанных в анкете.
Органы местного самоуправления возлагают надежды на: востребованность продукции воронежских предприятий для технической модернизации материально-технической базы экономики России; расширение масштабов финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса; реализацию федеральных программ развития транспортной инфраструктуры; конвертацию доходов "ненаблюдаемой экономики" в открытые ресурсы.
Выше среднего уровня оценивается ими сила влияния решений федеральных органов власти о создании территорий с льготными условиями осуществления экономической деятельности (ОЭЗ).
В целом органы местного самоуправления полагаются, преимущественно, на действия государства (федеральный уровень) и привлечение ресурсов в бюджет (превращение ненаблюдаемой экономики в открытую).
Представители крупного бизнеса отнесли к возможностям, влияние которых на социально-экономическое развитие Воронежской области ближе к сильному (более 4,50), только расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса (4,50). Вместе с тем, их оценки свидетельствуют о том, что ни одна из них не имеет высокой вероятности использования.
Представители малого и среднего бизнеса в большей степени склонны считать значимыми для экономики региона действия крупного бизнеса, ожидания в отношении государства - развитие инфраструктуры.
Представители гражданского общества отнесли к возможностям, влияние которых на социально-экономического развитие Воронежской области ближе к сильному, только расширение участия бизнеса в решении социальных проблем региона. Почти половина факторов, по их оценке, имеет среднее влияние. Их оценки свидетельствуют также о том, что ни одна из возможностей не имеет высокой вероятности использования. Средняя вероятность отмечена ими у реализации федеральных программ развития перспективных направлений импортозамещения и принятия федеральными властями решений о создании территорий с льготными условиями осуществления экономической деятельности.
В числе наиболее выраженных интересов всех групп стейкхолдеров:
- расширение масштабов бюджетного финансирования развития воронежских предприятий оборонно-промышленного комплекса;