Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года (с изменениями на 18 июня 2020 года)



Создание условий для повышения уровня жизни населения арктических территорий Республики Саха (Якутия)


Арктическую зону Якутии отличает целостность природно-хозяйственных систем, обусловленная спецификой природных условий и природно-ресурсной базы, внутренним инфраструктурным единством, формированием межрайонных кластерных связей, единым государственным управлением.


В целях проведения единой государственной политики по развитию арктических территорий реализуется Комплексная программа социально-экономического развития арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года, принято решение о разработке проекта стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года. В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" реализуется пилотный проект по формированию Северо-Якутской опорной зоны.


Минерально-сырьевые центры Северо-Якутской опорной зоны будут формировать инвестиционные проекты по освоению крупных и уникальных месторождений алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов. В Оленекском улусе (районе) в 2019 году будет обеспечен выход на проектную мощность Верхне-Мунского алмазодобывающего предприятия объемом 3 млн. тонн руды в год с обеспеченностью запасами до 2041 года. К 2022 году начнется разработка крупнейшего в мире Томторского месторождения редкоземельных элементов, прогнозные ресурсы которого составляют 154 млн. тонн руды с высоким содержанием ниобия, тербия, иттрия и скандия. На территории Усть-Янского улуса (района) до 2032 года будет реализован проект открытой раздельной добычи на месторождении россыпного олова ручья Тирехтях. Промышленное освоение Западно-Анабарского участка недр, расположенного в Анабарском улусе (районе) Республики Саха (Якутия), с учетом высоких затрат на разработку арктического шельфа рассматривается на перспективу, решение о начале его разработки будет зависеть от мировых цен на углеводороды. В яно-индигирских, колымских районах возобновится добыча россыпного золота. Основными центрами добычи ископаемого мамонтового бивня будут Усть-Янский, Аллаиховский, Булунский, Абыйский улусы (районы).


Реализация инвестиционного проекта по разработке Томторского месторождения позволит связать Оленекский район с морским торговым портом Хатанга Красноярского края. Разработка в Билибинском районе Чукотского автономного округа крупных месторождений с запасами золота и меди Купол, Клен и Песчанка будет способствовать развитию порта Зеленый Мыс и строительству автодороги Зеленый Мыс - граница Чукотского автономного округа.


Водные магистрали в перспективе до 2050 года являются безальтернативными для основных грузоперевозок внутри Арктической зоны. Транспортный каркас Арктической зоны Якутии основывается на единой системе Северного морского пути и внутренних водных путей арктических судоходных рек, сети арктических аэропортов и сезонных автодорог. Опережающее развитие речного хозяйства, морехозяйственного комплекса Якутии, включая модернизацию портовой инфраструктуры и реконструкцию причальных сооружений основных портов прибрежных районов Арктической зоны, будет способствовать более эффективному решению задач северного завоза, приобретению дополнительных возможностей повышения конкурентоспособности в экспортных и транзитных направлениях по Северному морскому пути, становлению республики ключевым приморским субъектом Восточной Арктики.


Арктические районы относятся к зоне децентрализованного электроснабжения на базе источников электроэнергии малой мощности, преимущественно дизельных электростанций, что значительно удорожает стоимость кВт/ч электроэнергии. В рассматриваемой перспективе зона автономного электроснабжения в Арктике сохранится в силу больших расстояний между населенными пунктами и слабой транспортной инфраструктуры. В целях сокращения расхода дизельного топлива, снижения затрат на его завоз и использование будут продолжать внедряться возобновляемые источники энергии, но их доля в суммарной установленной мощности электростанций не превысит 3 процентов. Больший экономический эффект будет достигнут за счет проведения энергоэффективных мероприятий, строительства энергоэффективных зданий и сооружений, использования плавучих атомных электростанций. К 2032 году 6 поселений приморских районов (Депутатский, Тикси, Быковский, Саскылах, Чокурдах и Черский) будут полностью энергоэффективными.


Потребность в строительстве экологически безопасного жилья в Арктике с применением энергосберегающих технологий будет способствовать развитию лесопромышленного комплекса Якутии.


Большое внимание будет уделяться сохранению экологии в Арктике. Сотрудничество с командованием Северного флота к 2032 году позволит ликвидировать накопленный металлолом в прибрежной части Якутии в результате прошлой деятельности Минобороны СССР.


Опорные точки роста будут представлены районными центрами Арктической зоны, они образуют каркас активной социальной и культурной жизни, центров организации дорожно-ремонтного и транспортного обслуживания, логистических центров.


Необходимыми условиями освоения и развития Арктической зоны являются: применение новых энергоэффективных технологий в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, энергетике, организация промышленного производства на новейшей технологической основе, модернизация отраслей сельского хозяйства, внедрение новых типов транспорта, активизация прикладных научных исследований, обеспечение доступной и качественной интернет-связи.


Организация доступа к сети Интернет для обеспечения населения на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия) будет осуществлена с помощью спутниковых ресурсов при использовании технологии беспроводного широкополосного доступа (Wi-Fi), охват к 2032 году составит 99 процентов.


Перспективы социально-экономического развития Арктической зоны в большей степени будут обусловлены структурными преобразованиями в государственном и муниципальном управлении, внедрением проектного управления и проектного финансирования.


Реализация новых решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, транспорта и логистики, других сфер жизнеобеспечения, включая организацию северного завоза, при условии внедрения механизмов проектного финансирования будет способствовать существенному повышению эффективности бюджетных расходов. Источником обслуживания кредитных обязательств, привлекаемых для реализации арктического проекта, станет экономия средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных на реализацию процессного мероприятия, и денежные потоки, генерируемые проектом.


Традиционные виды природопользования, рыболовство и рыбопереработка, сбор мамонтовой кости и производство изделий из нее, создание мелкотоварного производства, развитие художественных промыслов, сбор дикоросов станут основой экономики большинства небольших населенных пунктов, обеспечивающей укрепление занятости и самозанятости населения арктических районов.