Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года



Рисунок 24




Социально-экономическое развитие и территориальное планирование Республики Адыгея теснейшим образом связано со стратегическими планами развития Краснодарского края. Наиболее тесные взаимосвязи осуществляются в планировании линейной инфраструктуры: транспортной системы, энергетики, логистики, а также туристско-рекреационного кластера, в соблюдении режима особо охраняемых природных территорий, утилизации отходов производства и потребления, производстве строительных материалов.


Базовые положения пространственного планирования


Основная цель пространственного планирования - выявление ресурсов, потенциальных зон и полюсов роста территории, способствующих формированию конкурентоспособной среды региона.


Пространство как целостность, состоящая из множества элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, систематизируется и рассматривается через структурирование территории и процессов, происходящих на ней, а именно, через зонирование, выделение частей территорий, среду, связность и управление данной системой.


Для целей долгосрочного пространственного развития в рамках разработки Стратегии и формирования системы управления будущим дано представление о характере изменений обустройства территории Республики Адыгея, начиная с пространственного каркаса региона, сформулированы предложения по перспективному экономическому районированию, выделены территории, отражающие конкурентные преимущества региона, имеющие особые природно-климатические условия, инновационный и ресурсный потенциал, являющиеся флагманами территориального развития федеральной и региональной значимости.


Пространственный каркас республики формируют линейные объекты и коммуникационные узлы (населенные пункты, объекты, зоны).


Линейные объекты Республики Адыгея - коридоры коммуникаций межгосударственного, федерального и межрегионального уровня (железные и автомобильные дороги), имеющие стратегическое значение (строительство которых в значительной мере может быть осуществлено в относительно отдаленной перспективе), связанные с обустройством узлов освоения территории и ее ресурсов.


Это широтные коридоры "Армавир - Майкоп - Апшеронск - Туапсе", "Армавир - Гиагинская - Белореченск - Краснодар" и меридиональный коридор "Усть-Лабинск - Майкоп - Каменномостский - Сочинская агломерация".


Узловые объекты:


1. Основные населенные пункты в республике дифференцированы по силе влияния на ядра развития первого порядка и потенциальные ядра развития. Предполагается, что любой районный центр (в том числе и сельский населенный пункт) или поселок городского типа (даже не являющийся районным центром) может расцениваться как потенциальное ядро развития. Город Майкоп выделен ядром развития первого порядка. Потенциальными ядрами развития являются населенные пункты Тульское, Кошехабль, Гиагинская, Хатажукай, Красногвардейское, Понежукай, Адыгейск, Тахтамукай и Энем.


2. Узлы транспортных, инженерных и информационных систем, обеспечивающие устойчивые, комфортные условия связей международного, межрегионального, регионального и местного уровня. Такими узлами являются Майкоп, Абадзехская, Даховская, Гузерипль.


Зоны трансграничного сотрудничества - пространства с налаженными или потенциально возможными экономическими и социокультурными связями между населенными пунктами или муниципальными образованиями соседних субъектов федерации.


На стратегическом уровне рассматривается сеть горизонтальных связей и контактов, обеспечивающих взаимодействие между региональными и государственными программами, органами местного самоуправления, негосударственными организациями.


Стратегиями двух регионов на долгосрочный период закладываются направления, программы и проекты развития, для которых в дальнейшем будет составлена "дорожная карта". Первоочередная задача стартового этапа - формирование единого центра принятия решений и мониторинга реализации мероприятий.