Пространственное развитие
Пространственное развитие - целенаправленная деятельность, характеризующаяся организацией расселения жителей на территории, размещением хозяйственных объектов - мест приложения труда, линейных и иных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры при учете особенностей природной среды, наличия полезных ископаемых, а также объектов культурного и природного наследия (Градостроительная доктрина Российской Федерации, РААСН, 2014).
Устойчивое развитие - развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения без ущерба способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Коридор (ось) развития - территория вдоль линейных, в том числе, природных объектов (русел рек, рельефа местности), имеющих стратегическое значение для региона, муниципального образования, на которых происходят процессы комплексного освоения и капитализации территории.
Каркас пространственной организации территории - совокупность взаимосвязанных линейных коммуникаций, узлов и центров на разных уровнях системы расселения.
Пространственный каркас - структурообразующая часть пространственной системы, которая охватывает область сосредоточения функциональной активности наиболее массовых процессов жизнедеятельности населения, связанных с высокой интенсивностью освоения пространства. Каркас системы формируют линейные объекты и коммуникационные узлы (населенные пункты, объекты, зоны).
Линейные объекты - коридоры коммуникаций межгосударственного, федерального и межрегионального уровня (железные и автомобильные дороги, крупные реки), имеющие стратегическое значение (строительство которых в значительной мере может быть осуществлено в относительно отдаленной перспективе), связанные с обустройством узлов освоения территории и ее ресурсов.
Зоны трансграничного сотрудничества - пространства с налаженными или потенциально возможными экономическими и социокультурными связями между населенными пунктами или муниципальными образованиями соседних субъектов федерации.
Узловые объекты:
- Ядра развития - территории, пространства или объекты (чаще всего - населенные пункты - города и районные центры), которые обладают внутренним потенциалом развития (экономическим, научным, культурным), имеющим перспективы реализации в силу наличия благоприятных внешних условий (политических, социально-экономических, экологических), и создают предпосылки для развития окружающих территорий. Ядра дифференцированы по силе влияния на ядра развития первого порядка и потенциальные ядра развития. Предполагается, что любой районный центр (в том числе и сельский населенный пункт) или поселок городского типа (даже не являющийся районным центром) может расцениваться как потенциальное ядро развития.
- Узлы транспортных, инженерных и информационных систем, обеспечивающие устойчивые, комфортные условия связей международного, межрегионального, регионального и местного уровня.
Агломерация (городская агломерация) - компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Близость населенных пунктов дает так называемый агломерационный эффект - экономическую и социальную выгоду за счет снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях. В агломерации выделяются: центральные муниципальные образования, пояс агломерации и пояс формирующего влияния городских агломераций.
Полюс роста - регион или группа взаимосвязанных соседствующих регионов, растущих ускоренными темпами за счет развивающихся и расширяющихся отраслей, способных вызывать дальнейшее развитие экономической деятельности во всей зоне своего влияния. При этом в границах полюса роста выделяются несколько ядер развития.
Зона опережающего (активного) развития - пространство, обладающее конкурентными преимуществами и потенциалом, в котором происходят интенсивные процессы экономического и социального развития.
Коридор экономического развития - структурообразующая часть полюсов роста, объединяющая зоны опережающего (активного) развития, ядра развития и транспортно-логистическую инфраструктуру.