Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года




Торгово-транспортно-логистический комплекс


Торгово-транспортно-логистический комплекс Республики Адыгея (далее - ТТЛК) является одним из лидеров среди экономических комплексов Республики Адыгея по большинству экономических показателей, а потребительский рынок Республики Адыгея - один из важнейших источников поступления денежных доходов в республиканский бюджет Республики Адыгея. В компаниях ТТЛК работает каждый пятый житель Республики Адыгея.


Несмотря на сложные экономические условия, происходит интенсивное развитие торговли и рост потребительских расходов на душу населения: за последние 5 лет оборот оптовой и розничной торговли увеличился в 2 раза. По годовой динамике оборота розничной торговли Республика Адыгея в 2016 году заняла второе место среди всех регионов Южного полюса роста - прирост по сравнению с 2015 годом составил 1,6%. В структуре ВРП Республики Адыгея потребительский рынок занимает 17,8%. В Республике Адыгея функционируют более 3 тысяч предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг. Среди крупнейших - сети международных торговых операторов "IKEA Mos", "Metro Cash and Carry", "Leroy Merlin", "MediaMarkt", "Auchan", отечественная торговая марка "Магнит" и торговый комплекс "Монарама". В ближайшее время планируется расширение и реконструкция торгового центра "Мега-Адыгея". Проект предусматривает строительство объектов площадью 106 тысяч квадратных метров, будет создано 2 тысячи рабочих мест. Помимо торговых площадей, акцент при реализации проекта будет сделан на развитие общественных пространств, зон общественного питания, развлечения и отдыха.


Республика Адыгея располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая интегрирована в транспортную сеть ЮФО и европейской части России. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Республике Адыгея на конец 2017 года составляет 570 километров на 1000 квадратных километров. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 4,78 тысяч километров, из них 92,9% или 4,44 тысячи километров с твердым покрытием. При этом 44% дорог общего пользования региональных значения и более 80% дорог общего пользования местного значения соответствуют нормативным требованиям.


По территории Республики Адыгея проходят участки железнодорожных линий направления "Туапсе - Армавир", "Туапсе - Краснодар", "Новороссийск - Краснодар" Северо-Кавказской железной дороги. К станции "Белореченская" примыкает участок железнодорожной линии "Белореченская - Хаджох" и автомобильные дороги, в том числе, федерального значения: М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск, Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, А-146 Краснодар - Верхнебаканский, обеспечивающие связь Республики Адыгея с населенными пунктами других регионов ЮФО - городами Новороссийск, Краснодар, Туапсе, Армавир, Карачаевск, городским поселением "Джубга", черноморскими портами, а также центральной частью России.


Несмотря на высокую плотность автомобильных дорог с твердым покрытием (8 место в России) и железнодорожных путей (25 место в России), имеющийся потенциал грузовых перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом реализован недостаточно.


Судоходная река Кубань дает возможность сообщения речным транспортом с портами на Азовском море. В Республике Адыгея также существует магистральный трубопроводный транспорт в виде нефте- и газопроводов. Воздушный транспорт Республики Адыгея представлен аэропортом "Ханская" в городе Майкопе, однако, как гражданский аэропорт он не функционирует с 2009 года. Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 50, 52; 2014, N 25, 2018, N 22).


Рисунок 15