Республика Адыгея имеет выстроенную систему государственных институтов, характеризующуюся недостаточной эффективностью и низким качеством стратегического управления. На территории Республики Адыгея осуществляется внедрение проектного управления социально-экономическим развитием региона: сформирован региональный проектный офис, пересматриваются вопросы межведомственного взаимодействия.
В Республике Адыгея наблюдается низкое качество предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннего территориального развития и внешней интеграции. На протяжении нескольких лет уровень предпринимательской активности в Республике Адыгея снижается, сокращается число субъектов малого бизнеса, а количество крупных частных компаний в регионе остается незначительным. Так, в 2016 году число малых предприятий снизилось по сравнению с предыдущим годом на 6% и составило 420 единиц, число индивидуальных предпринимателей также сократилось на 8% и составило 8,4 тысячи единиц. По относительному показателю (количество индивидуальных предпринимателей на 10 тысяч человек населения) Республика Адыгея опережает среднероссийский уровень.
Сегмент среднего бизнеса Республики Адыгея представлен девятнадцатью компаниями. Семь предприятий из девятнадцати представляют АПК и пищевую промышленность, при этом ни одно из них не ориентировано исключительно на внутренний рынок региона. Открытое акционерное общество Молочный завод "Гиагинский", закрытое акционерное общество "Молкомбинат "Адыгейский", публичное акционерное общество "Краснодарзернопродукт", непубличное акционерное общество "Киево-Жураки Агропромышленный комплекс" - это компании, работающие на внешние по отношению к Республике Адыгея рынки, причем некоторые из них встроены в кубанские агрохолдинги. Особенностью бизнеса Республики Адыгея является то, что регион во многом представляет собой удобную площадку для бизнеса Краснодарского края, а значит развиваться может по направлению усиления преимуществ прежде всего для бизнеса, который уже работает на Юге России. Такими преимуществами может быть скорость решения вопросов выделения земли и инфраструктуры, особый режим работы с инвесторами, дешевизна рабочей силы и близость к большому рынку сбыта.