Человеческий капитал, социальная сфера
Человеческий капитал - накопленный уровень знаний, уровень образования и опыт работы (навыки, квалификация, профессиональный опыт), воплощенные в индивидах и использующиеся в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг. Человеческий - потому, что воплощен в личности человека, капитал - потому, что является источником будущих доходов, или будущих удовлетворений, или того и другого вместе.
Человеческий потенциал - интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны/региона/города, отражающая уровень и возможности развития граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях. Измеряется при помощи индекса человеческого развития (ИЧР), который состоит из трех равнозначных компонентов:
1) дохода, определяемого показателем подушевого валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
2) образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
3) долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).
Человеческий потенциал служит основой для формирования человеческого капитала. Условия, в которых осуществляется образовательная и производственная деятельность человека, могут способствовать или препятствовать этой трансформации.
Экосистема культуры - система культурных связей, основанная на взаимодействии организаций и учреждений социально-культурной сферы (культуры, образования, туризма). Обеспечивает формирование конкурентоспособного творческого кластера, создание привлекательной культурной среды, сохранение наследия и традиций, возможности участия в культурной жизни и творческой самореализации для каждого независимо от места жительства и уровня дохода.
Когнитивные технологии - информационные технологии, специально ориентированные на развитие интеллектуальных способностей человека.
Креативные индустрии - тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой которых является творческая компонента, зачастую граничащая с экспериментом, новаторством и поэтому не всегда преследующая коммерческие цели.