(с изменениями на 14 ноября 2023 года)
(в ред. Законов Удмуртской Республики от 28.04.2022 N 14-РЗ, от 17.05.2023 N 46-РЗ, от 14.11.2023 N 100-РЗ)
Принят
Государственным Советом
Удмуртской Республики
11 декабря 2018 года
Настоящий Закон в целях регулирования общественных отношений, связанных с обеспечением гарантий реализации прав граждан через избранных ими представителей, устанавливает правовые основы выдвижения, учета и реализации наказов избирателей депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики (далее - наказы).
1. Наказами являются предложения, направленные кандидатам в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики в ходе избирательной кампании, а также одобренные собраниями граждан, обладающими активным избирательным правом на территории соответствующего избирательного округа (далее - граждане), предложения, направленные депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики в период осуществления ими полномочий депутата Государственного Совета Удмуртской Республики, имеющие общественно значимый характер и утвержденные Государственным Советом Удмуртской Республики.
2. Наказы являются одной из форм осуществления принадлежащей народу власти и участия граждан в управлении делами государства, способствуют развитию общественного самоуправления, гражданской инициативы, публичности и гласности в деятельности народного представительства, укреплению связей между избирателями и депутатами Государственного Совета Удмуртской Республики, повышения ответственности депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики перед избирателями.
3. Целью наказов является повышение уровня и качества жизни населения Удмуртской Республики.
4. Предложения о наказах направляются депутату Государственного Совета Удмуртской Республики, избранному по соответствующему одномандатному избирательному округу, или депутату Государственного Совета Удмуртской Республики, избранному по республиканскому избирательному округу в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете Удмуртской Республики, который поддерживает связь с избирателями соответствующей территории Удмуртской Республики, определенной депутату Государственного Совета Удмуртской Республики депутатской фракцией (далее - депутат Государственного Совета Удмуртской Республики).
В качестве наказов могут рассматриваться следующие предложения граждан:
1) предложения, реализация которых относится к сфере деятельности государственных органов Удмуртской Республики:
а) по изменению действующего законодательства Удмуртской Республики, в том числе по разработке и принятию законов Удмуртской Республики, государственных программ Удмуртской Республики, внесению в них изменений;
(в ред. Закона Удмуртской Республики от 14.11.2023 N 100-РЗ)
б) по осуществлению конкретных мероприятий, на реализацию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики могут выделяться средства бюджета Удмуртской Республики;
в) по изменению действующего законодательства Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
г) иные предложения, относящиеся к сфере деятельности государственных органов Удмуртской Республики;
2) предложения, реализация которых относится к сфере деятельности органов местного самоуправления:
а) по принятию и (или) изменению муниципальных правовых актов, в том числе по разработке и принятию муниципальных программ;
б) предложения, которые связаны с реализацией вопросов местного значения, в том числе в следующих сферах: жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и озеленение территории муниципального образования, транспорт, связь, образование, культура, работа с детьми и молодежью, развитие физической культуры и спорта, дорожная деятельность и охрана окружающей среды.
Организация работы с наказами осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) законность;
2) обоснованность;
3) реальность осуществления;
4) гласность;
5) широкое участие избирателей в выработке и внесении предложений о наказах;
6) учет, обобщение и обязательность рассмотрения предложений о наказах;
7) подотчетность и подконтрольность депутата Государственного Совета Удмуртской Республики в работе по реализации наказов;
8) ответственность депутата Государственного Совета Удмуртской Республики за реализацию принятых к реализации наказов.
1. Предложения о наказах вносятся гражданами на собраниях.
2. Наказы вносятся на собраниях граждан, в которых приняло участие в сельских населенных пунктах не менее 20 граждан, в городских населенных пунктах - не менее 50 граждан. В сельских населенных пунктах, где проживает менее 20 граждан, собрание проводится при условии участия в нем не менее половины граждан, проживающих в данном населенном пункте.
3. Инициатором собрания может быть группа граждан численностью не менее 5 человек или депутат Государственного Совета Удмуртской Республики.
4. О предстоящем собрании граждан по внесению предложений о наказах инициаторы собрания извещают не позднее чем за 10 дней до дня его проведения депутата Государственного Совета Удмуртской Республики (если депутат Государственного Совета Удмуртской Республики не является инициатором проведения собрания), а также главу соответствующего муниципального образования.
5. В работе собрания вправе принимать участие представители государственных органов, органов местного самоуправления, иных заинтересованных организаций.
6. Депутат Государственного Совета Удмуртской Республики, которому направляется предложение о наказе, имеет право на изложение своей позиции по соответствующему вопросу и ее обоснование.
7. Собрание граждан обсуждает внесенные предложения о наказах исходя из их актуальности и общественной значимости, обоснованности и реальности осуществления. Решение об одобрении предложения о наказе принимается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на собрании.
8. На собрании ведется протокол, в котором указываются: дата и место проведения собрания, количество граждан, присутствующих на собрании, фамилии, инициалы, должности представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных заинтересованных организаций, краткое содержание выступлений участников собрания, связанных с предложениями о наказах, результаты голосования по указанным предложениям. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания. В протоколе собрания должно быть указано, кому направляются предложения о наказах и их конкретное содержание. Протокол собрания в течение 10 дней со дня его проведения направляется председателем собрания депутату Государственного Совета Удмуртской Республики.
1. Предложения о наказах вносятся гражданами кандидатам в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики в ходе встреч кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики с избирателями в рамках проведения избирательной кампании.
2. Предложения о наказах вносятся кандидату в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики в письменной форме. Предложение о наказе считается внесенным, если оно подписано не менее чем 100 гражданами.
3. Предложения о наказах, направленные кандидату в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики, не избранному в Государственный Совет Удмуртской Республики, могут быть переданы избранному депутату Государственного Совета Удмуртской Республики с его согласия для последующего включения в перечень предложений о наказах в порядке, установленном настоящим Законом.
1. Депутат Государственного Совета Удмуртской Республики на основании поступивших протоколов собраний и письменных обращений, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, осуществляет предварительную оценку и рассмотрение предложений о наказах.
2. Предварительное рассмотрение и оценка поступивших предложений о наказах осуществляются депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики исходя из их законности, общественной значимости, обоснованности и реальности осуществления.
Не подлежат включению в предварительный перечень наказов предложения о наказах, которые направлены на финансирование мероприятий, связанных с оказанием помощи коммерческим организациям, государственным органам и органам местного самоуправления.
3. Предложения о наказах, которые соответствуют критериям, установленным частью 2 настоящей статьи, включаются депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики в предварительный перечень наказов по форме, установленной в приложении 1 к настоящему Закону. О включении предложения о наказе в предварительный перечень наказов депутат Государственного Совета Удмуртской Республики информирует председателя собрания, на котором было одобрено указанное предложение.
Депутат Государственного Совета Удмуртской Республики вправе включить в предварительный перечень наказов не более 5 наказов.
4. Предложения о наказах, которые не соответствуют критериям, установленным частью 2 настоящей статьи, по мотивированному решению депутата Государственного Совета Удмуртской Республики не включаются в предварительный перечень наказов. О принятом решении с указанием мотивов его принятия депутат Государственного Совета Удмуртской Республики письменно информирует председателя собрания, на котором было одобрено указанное предложение.
5. Сформированный депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики предварительный перечень наказов направляется в Государственный Совет Удмуртской Республики.
6. В случае если реализация наказа потребует выделение средств из бюджета Удмуртской Республики, депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики к предварительному перечню наказов прилагается предварительный расчет необходимого объема финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики как в целом по предварительному перечню наказов, так и по каждому наказу в отдельности.
1. На основании поступивших в Государственный Совет Удмуртской Республики предварительных перечней наказов профильной постоянной комиссией Государственного Совета Удмуртской Республики, определенной Государственным Советом Удмуртской Республики (далее - профильная постоянная комиссия Государственного Совета Удмуртской Республики), формируется Сводный перечень наказов по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону.
2. В Сводный перечень наказов по мотивированному решению профильной постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики не включаются наказы, не соответствующие статье 2 настоящего Закона. О принятом решении с указанием мотивов его принятия профильная постоянная комиссия Государственного Совета Удмуртской Республики письменно информирует соответствующего депутата Государственного Совета Удмуртской Республики.
3. Подготовленный профильной постоянной комиссией Государственного Совета Удмуртской Республики Сводный перечень наказов для рассмотрения и подготовки мотивированного заключения направляется в Правительство Удмуртской Республики.