1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА, АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Вопросы охраны окружающей среды в Российской Федерации стоят в числе наиболее актуальных на сегодняшний день, что неоднократно отмечалось руководством страны и нашло свое отражение в принятых базовых нормативных правовых актах и документах стратегического планирования на долгосрочную перспективу на федеральном и региональном уровнях.
Так, на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений, состоявшемся 27.12.2016, было отмечено, что решение задач поэтапного перехода России к модели экологически устойчивого развития исключительно важно для повышения эффективности прежде всего всей национальной экономики, с одной стороны, и в то же время для улучшения качества жизни людей, для раскрытия потенциала регионов Российской Федерации - с другой.
Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, определено, что экологическая безопасность Российской Федерации является составной частью национальной безопасности, а в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 экология обозначена как одно из направлений, по которым будут разработаны национальные проекты (программы).
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 10.08.2012 N 1157 "О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды", от 01.08.2015 N 392 "О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий" и от 05.01.2016 N 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии", принятыми в целях привлечения внимания общества к вопросам сохранения объектов природного наследия, вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности, в 2013 году в Российской Федерации был проведен Год охраны окружающей среды, в 2017 году - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии.
Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что, закрепив право граждан на благоприятную окружающую среду, Конституция Российской Федерации возложила особую ответственность на органы власти субъектов Российской Федерации при реализации предоставленного им конституционного права регулирования вопросов в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности. Реализация государственной экологической политики должна осуществляться с учетом ряда особенностей, свойственных субъекту Российской Федерации.
Самарская область является одним из ведущих российских промышленных регионов Российской Федерации, характеризующаяся многообразием отраслей промышленности. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности, как машиностроение (главным образом автомобилестроение и авиационно-космическое) и металлообработка, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия. Регион обладает развитым сельским хозяйством, значительным научно-техническим и технологическим потенциалом, располагает значительными запасами полезных ископаемых и входит в число основных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих регионов страны.
Кроме того, Самарская область является высокоурбанизированным и плотнозаселенным регионом. Городское население составляет 80% от общей численности населения (в Российской Федерации - 74,4%), плотность населения - почти 60 чел. на 1 кв. км, сельское население - 20% (в Российской Федерации - 25,6%).
Сосредоточение производств и населения в крупных центрах приводит к концентрации техногенной нагрузки на окружающую среду и, соответственно, на здоровье населения.
Одним из основных факторов, влияющих на качество окружающей природной среды на территории региона, является ситуация, связанная с образованием, обезвреживанием, хранением, утилизацией и захоронением отходов производства и потребления.
Объем образующихся отходов на территории Самарской области, по данным Доклада об экологической ситуации в Самарской области, в 2017 году составил 3,8 млн. тонн, из них 12% - твердые коммунальные отходы и 88% - промышленные отходы.
За многолетний период развития Самарской области в качестве крупного промышленного региона России на ее территории сформировалось большое количество старых техногенных массивов размещения отходов производства и потребления. Подавляющее большинство составляют несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, выполненные и эксплуатируемые с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Крупные объекты несанкционированного размещения отходов жизнедеятельности населения располагаются в водоохранных зонах, на ООПТ, нанося ущерб окружающей среде и ухудшая эстетический облик региона. Пригородные территории и примыкающие к городским округам природные ландшафты загрязнены твердыми коммунальными отходами (бутылки из полиэтилентерефталата, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, алюминиевая и стеклянная тара).
В настоящее время особое место в решении вопросов охраны окружающей среды Российской Федерации занимают проблемы изменения климата и реализация мер, направленных на ограничение антропогенных выбросов парниковых газов и увеличение объема их поглощения.