(с изменениями на 28 июня 2024 года)
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.06.2019 N 188, от 12.07.2019 N 295, от 20.12.2019 N 565, от 23.12.2019 N 568, от 19.02.2020 N 62, от 26.02.2020 N 78, от 24.04.2020 N 212, от 03.08.2020 N 430, от 10.02.2021 N 50, от 27.05.2021 N 230, от 10.12.2021 N 652, от 25.05.2022 N 235, от 31.10.2022 N 546, от 14.12.2022 N 680, от 23.03.2023 N 197, от 09.06.2023 N 383, от 27.12.2023 N 879, от 29.12.2023 N 901, от 28.06.2024 N 358)
В целях рационального природопользования и повышения экологической безопасности Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности" (далее - Государственная программа).
2. Утвердить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
3. Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
И.МОТОРИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2023 N 901, от 28.06.2024 N 358)
Ответственный исполнитель: | Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики |
Дата составления проекта Государственной программы | 28 августа 2018 года |
Непосредственный исполнитель Государственной программы: | первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Хомченко Е.И. (тел. 56-52-83, e-mail: minpriroda102@cap.ru) |
Министр природных ресурсов и экологии Чувашской Республики | Э.Н.Бедертдинов |
Государственная программа Чувашской Республики "Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности" (далее также - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Чувашской Республике.
Составляющими природно-ресурсного комплекса Чувашской Республики являются:
атмосферный воздух;
водные ресурсы (в том числе источники водоснабжения и водоотведения);
почва и земельные ресурсы;
недра и полезные ископаемые;
лесные ресурсы;
особо охраняемые природные территории;
охотничьи ресурсы.
1.1. Атмосферный воздух
Индустриализация и урбанизация оказывают негативное влияние на качество окружающей среды.
Основными источниками загрязнения воздуха являются энергетическая отрасль, транспортная индустрия, сельское хозяйство, природные источники.
Государственная сеть наблюдений (далее - ГСН) на территории Чувашской Республики включает в себя 5 стационарных постов наблюдений за загрязнением атмосферы (далее - ПНЗ), расположенных в двух городах: г. Чебоксары - 4 ПНЗ, г. Новочебоксарске - 1 ПНЗ. В 2022 году в соответствии с программой лабораторных исследований в рамках социально-гигиенического мониторинга в ходе проведения мероприятий по контролю, производственному лабораторному контролю лабораториями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" и его филиалов для оценки качества атмосферного воздуха в муниципальных образованиях Чувашской Республики исследовано 6617 проб атмосферного воздуха (в 2021 г. - 9658, 2020 г. - 11809).
Согласно результатам инструментальных замеров шума на границе жилой застройки в зоне влияния автомагистралей в 2022 году из 75 измерений в 35 случаях установлено превышение предельно допустимого уровня, что составило 46,6% (в 2021 году из 83 измерений в 44 случаях - 53%, 2020 году - из 79 измерений в 48 случаях - 60,8%).
Качество и безопасность атмосферного воздуха в республике обеспечиваются посредством реализации целого комплекса мероприятий.
Чувашская Республика является одним из немногих регионов, в которых функционирует такой экологически чистый вид транспорта, как троллейбус. Подвижной состав троллейбусов в настоящее время изношен более чем на 50%. Срок службы около 65% машин троллейбусного парка превышает 15 лет. В настоящее время троллейбусное сообщение в городах Чебоксары и Новочебоксарске организовано по 17 и 5 маршрутам соответственно. Открываются новые троллейбусные маршруты, так, например, в мкр. "Новый город" и мкр. "Садовый" г. Чебоксары курсируют троллейбусы с увеличенным автономным ходом.
Наряду с мерами по улучшению экологической обстановки, принимаемыми по итогам изучения интенсивности транспортных потоков с учетом времени, дня недели, месяца и года, осуществляются мероприятия, направленные на снижение выбросов от автомобилей путем грамотной организации движения автотранспортных потоков, строительства объездных дорог и т.п. В городах с большими транспортными потоками действует автоматизированная система управления дорожным движением. Внедрение данной системы позволило оптимизировать транспортные потоки и минимизировать простои автотранспорта, что в свою очередь снизило объем выделяемых ими в атмосферу выхлопных газов.
В опубликованный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее также - Минприроды России) перечень городов Российской Федерации с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха города Чувашской Республики не вошли.
Эффективность государственной политики по повышению экологической безопасности Чувашской Республики подтверждается лидирующими позициями республики в экологическом рейтинге в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО).
1.2. Водные ресурсы
Загрязнение водных объектов - одна из самых острых экологических проблем. Вызывает озабоченность состояние рек, озер и водохранилищ, так как они являются источниками питьевого водоснабжения, а от качества воды во многом зависит здоровье населения.
В настоящее время водные объекты в Чувашии испытывают большую антропогенную нагрузку. В первую очередь они страдают от стоков промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Поверхностные водные объекты в Чувашской Республике представлены реками, водоемами, болотами и родниками. Основными источниками водных ресурсов являются реки Волга (среднегодовой объем стока - 112,5 км3) и Сура (среднегодовой объем стока - 11,7 км3).
Объем сброса сточных вод в водные объекты в 2022 году уменьшился на 3,65 млн. м3 и составил 94,6 млн. м3: объем сброса нормативно чистых вод сократился на 0,53 млн. м3 и составил 29,9 млн. м3, объем сброса загрязненных вод уменьшился на 2,8 млн. м3 и составил 55,9 млн. м3, объем сброса нормативно очищенных вод на сооружениях очистки уменьшился на 1,38 млн. м3 и составил 8,9 млн. м3. Прекращен сброс загрязненных вод без очистки в 2022 году, объем сточных вод, требующих очистки, составляет 64,7 млн. м3, сброшено ливневых сточных вод 3,8 млн. м3. В период 2020 - 2022 годов наблюдалась устойчивая тенденция к снижению общего объема сброса сточных вод (снижение на 10,8%).
В республике насчитывается 103 очистных сооружения, из них 73 сооружения биологической очистки. Ввиду физического и морального износа многих очистных сооружений степень очистки сточных вод не удовлетворяет нормативным требованиям, что обусловливает большой объем сточных вод, требующих очистки, - в 2022 году - 64,7 млн. м3.
Многие сооружения для очистки сточных вод устарели или вышли из строя, что ведет к загрязнению водных объектов. Развитие систем канализации населенных пунктов республики, в том числе строительство новых, реконструкция и капитальный ремонт действующих очистных сооружений, предусмотрено государственной программой Чувашской Республики "Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 588.
Для улучшения качества сточных вод и предотвращения загрязнения водных объектов водопользователями выполняются водоохранные мероприятия, соблюдается режим использования водоохранных зон.
В 2022 году выполнены работы по определению местоположения береговой линии (границы водных объектов), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, проведено закрепление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками протяженностью 655 км. Осуществлены залужение земель в прибрежных защитных полосах (0,5 га) и облесение прибрежных защитных полос (0,2 га).
За счет внебюджетных средств в республике проводятся мероприятия по строительству и реконструкции сооружений инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия вод, по расчистке и углублению дна на участках русел рек и каналов и другие мероприятия, направленные на охрану водных объектов и снижение негативного воздействия вод. В 2022 году проводился капитальный и текущий ремонт 17 гидротехнических сооружений.
Проводятся работы по строительству, реконструкции водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, обеспечивающие прирост водоотдачи для нужд населения и производственной деятельности, работы по строительству, реконструкции и ремонту очистных сооружений и канализационных сетей, а также внедрению оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.
1.3. Почва и земельные ресурсы
Современный почвенный покров Чувашии сформировался в конце четвертичного периода на различных почвообразующих породах: лесовидных суглинках и глинах, элювии коренных пород (пермская, юрская и меловая системы), аллювиальных и флювиогляциальных отложениях.
Почвенный покров территории Чувашской Республики представлен следующими типами почв: дерново-подзолистыми (3,2% площади Чувашской Республики без учета земель городов), серыми лесными (60,0%), черноземами (15,2%), аллювиально-дерновыми (7,8%), болотными (0,7%), лугово-оподзоленными (0,3%), солонцом (0,1%). Оврагами и балками занято 7,9% площади, водой - 0,9%.
В республике насчитывается 3,7 тыс. оврагов и балок общей протяженностью свыше 22 тыс. км, 84% сельскохозяйственных угодий размещены на склонах, более 80% пашни подвержены водной эрозии. Степень смытости почв в муниципальных округах республики неодинакова. Наиболее интенсивно протекают процессы смыва почв на севере республики - на Сурском правобережье Ядринского муниципального округа, в Моргаушском, Чебоксарском муниципальных округах, с некоторым снижением интенсивности - в Мариинско-Посадском и Козловском муниципальных округах. Общий фон интенсивности смыва для первой группы муниципальных округов составляет 10 - 20 т/га/год, для второй - 10 - 15 т/га/год.
В центральной части республики интенсивность смыва пашни в результате водной эрозии заметно снижается и составляет от 2 до 23 т/га/год.