Основными контрагентами Сахалинской области во внешнеторговых операциях являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с введением в 2022 году беспрецедентных антироссийских санкционных ограничений, которые поддержали ряд зарубежных стран, в том числе Япония и Республика Корея, рынок сбыта сахалинских энергоносителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе постепенно меняется. Перспективными рынками для увеличения поставок топливно-энергетических ресурсов являются КНР, Индия, Таиланд, Вьетнам и Индонезия.
Внешнеторговый оборот Сахалинской области в 2021 году составил 11,9 млрд. долларов США, что ниже уровня 2020 года на 2,7%. Снижение показателей внешней торговли обусловлено, прежде всего, сокращением стоимости импортных поступлений, объем экспортных поставок в 2021 году по сравнению с 2020 годом вырос на 1,3%.
По оценке, в 2022 году объем внешнеторгового оборота в стоимостном выражении к уровню 2021 года снизится на 10,9%.
Снижение внешнеторгового оборота напрямую связано с сокращением объемов добычи нефти и газа из-за остановки производственной деятельности на проекте Сахалин-1 и выхода из проекта оператора "Эксона Нефтегаз Лимитед" (США). Однако значительный рост мировых цен и спроса на нефть и природный газ не дадут резко "просесть" внешнеторговому обороту в 2022 году. Согласно мнению экспертов, цены на топливно-энергетические ресурсы будут сохраняться на повышенном уровне до конца 2022 года.
В условиях санкций и резкого скачка цен на нефть и газ, в 2022 году наблюдается рост спроса на уголь (в 2022 году может достичь исторического максимума).
В случае изменения тенденций роста цен на углеводороды, стоимостной объем внешнеторгового оборота в 2022 году значительно снизится.
В среднесрочном периоде мировые цены на нефть и газ будут постепенно снижаться, соответственно объем экспорта и внешнеторгового оборота области будет также сокращаться.
В 2021 году в структуре экспортных поставок преобладала продукция топливно-энергетического комплекса (нефть сырая, сжиженный природный газ, уголь), на долю которой пришлось 92,2% сахалинского экспорта (2020 год - 92,8%). Значительных изменений в структуре внешней торговли не ожидается. В прогнозируемом периоде данная товарная группа сохранит лидерство в структуре вывоза за рубеж.
Вторая позиция в структуре экспорта - рыба, рыбо- и морепродукты. Ее удельный вес в стоимостном объеме экспорта в 2021 году составил 6,1%. В перспективе прогнозируется постепенный рост экспорта объемов рыбы, рыбо- и морепродуктов. В рассматриваемом периоде прогнозируется постепенный рост удельного веса рыбной продукции в общем объеме экспорта - до 14,1%.
Рост показателей экспорта данной статьи товаров обусловлен созданием и модернизацией действующих производственных мощностей в рыбопромышленном комплексе, ориентированных на производство экспортной продукции, в том числе в рамках реализации регионального проекта "Экспорт продукции АПК" (национальный проект "Международная кооперация и экспорт").
Объем импортных поступлений в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизился в 2,1 раза и составил 425,1 млн. долларов США. Основу поступлений из-за рубежа составляют: машиностроительная продукция - 67,7% стоимости импорта; металлы и изделия из них - 14,0%, продукция химической промышленности и каучук - 9,0%. Импорт Сахалинской области носит инвестиционный характер, что связано с технологическими особенностями реализации нефтегазовых шельфовых проектов. В перспективе объемы импортных поступлений будут зависеть от реализуемых на территории Сахалинской области крупных инвестиционных проектов.
В условиях санкционных ограничений и "добровольного отказа" иностранных партнеров от сотрудничества с Россией значительный рост показателей импорта из стран дальнего зарубежья в прогнозируемом периоде не предвидится.
Торгово-экономическое и международное сотрудничество Сахалинской области со странами СНГ, за исключением Республики Беларусь, развито незначительно.
Объективными факторами, затрудняющими формирование устойчивого взаимодействия, являются: географическая отдаленность, сложная логистическая схема и сравнительно небольшой объем внутреннего потребительского рынка островного региона.