Основной проблемой, сдерживающей развитие целлюлозно-бумажных предприятий республики, является дефицит основного сырья - макулатуры. Выходом из создавшегося положения может стать принятое Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 573 "О внесении изменения в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта". Рекуперированная бумага и картон (макулатура и отходы) включены в данный перечень. Кроме того, снижению дефицита сырья, увеличению загрузки производственных мощностей целлюлозно-бумажных предприятий могло бы способствовать снижение требований весового контроля для большегрузных автомобилей, осуществляющих перевозку вторичного сырья на дорогах республиканского и местного значения.
К числу основных сдерживающих факторов экономического роста ЛПК Республики Башкортостан можно отнести:
недостаточную оснащенность предприятий, специализирующихся на лесозаготовке и транспортировке круглого леса, современной высокопроизводительной техникой;
инфраструктурные и экономические барьеры - низкий уровень производительности труда на предприятиях, специализирующихся на лесозаготовке, истощение эксплуатационных запасов леса в зонах транспортной доступности к лесоперерабатывающим предприятиям, недостаточное развитие инфраструктуры лесных дорог, железнодорожного и речного транспорта;
отсутствие достоверных материалов лесоустройства;
ухудшение состояния лесосырьевой базы;
ограниченный масштаб внутреннего рынка.
Для предприятий ЛПК Республики Башкортостан характерно отдаление сырьевой базы от потребителей конечной продукции, высокие железнодорожные тарифы ориентируют лесопромышленников на производство продукции более высокой добавленной стоимости. При этом рынки круглых лесоматериалов и пиломатериалов приобретают все большую региональную замкнутость.
Основой развития межотраслевых и межрегиональных связей и формирования товарных рынков лесопродукции является спрос на нее с учетом внутреннего потребления, экспорта, импорта и возможностей ее производства в том или ином регионе (рисунок 1.15).